«Вековечные» вопросы эпохи
Искусство второй половины XIX века представляет собой сложный и напряженный период в истории художественной культуры России. Оно серьезно и глубоко, порой трудно для понимания, но в то же время обладает некой гипнотической силой, притягивая и волнуя многие поколения людей.
В изобразительном искусстве этого периода поражает редкостная концентрация ярких художественных индивидуальностей на небольшом историческом отрезке времени. Их произведения, собранные вместе в коллекции Третьяковской галереи, оставляют впечатление разнообразия пластических замыслов, при этом сохраняется общность взглядов, которая характеризует эпоху, окрашенную поисками ответа на «вековечные» вопросы человеческого бытия.
Человек в реальном мире – главная тема искусства
Искусство этого времени не терпело никакой фальши и условности и обладало истовым стремлением к выражению «правды жизни». Художники-реалисты в поисках подлинного знания и объективных выводов проникали в глубины человеческого бытия. Они зорко всматривались туда, где «благо смешано со злом», показывая «жизнь как она есть».
Главной темой искусства становится исследование отношений человека с реальным миром, отмеченным общественными противоречиями, конфликтами и личными драмами. Художники вторгаются в область социальных проблем, интересуются последними достижениями науки в области психологии, философии, решают волнующие общество этические и религиозные проблемы.
Особая чуткость искусства к этическим требованиям — отличительная черта постоянно «вопрошающего» времени. В нем — душевные страдания современника, болезненно переживавшего несправедливость происходящего в мире, надежда на просветление человека и вера, что самым большим помощником может и должно стать искусство в высоком смысле слова.
Самобытный Верещагин: кто же он – воин, интеллигент, путешественник, «куратор» или просто талантливый художник?
Особняком в русском искусстве стоит имя художника Василия Васильевича Верещагина (1842 — 1904). Человек громадной энергии, несокрушимой воли, невиданной трудоспособности, он окончил Морской кадетский корпус в чине гардемарина флота, принимал участие в военных действиях на Балканах, в Средней Азии, в Японии, где и погиб в 1904 году на взорванном броненосце во время русско-японской войны.
С молодых лет Верещагин стремился к широкому образованию в самых разных областях: военное дело и этнография, история и философия, эстетика и архитектура. Будучи отважным путешественником (в одном из его стихотворений сказано: «Казалось, мир мне будет мал…»), он посетил Кавказ, Туркестан, Индию, Палестину, Кубу, Америку, Японию, чудом уцелел в Гималаях. Живя в разных городах — Москве, Петербурге, Париже, Мюнхене, Дели, художник говорил о себе: «… сам не знаю, где я буду завтра».
Верещагин учился живописи в Петербурге и Париже, добившись впоследствии мирового признания. Он старался не участвовать в коллективных выставках, зато при жизни организовал более 60 персональных выставок во многих городах Европы и Америки. Художник существовал вне партий и объединений, не имел прямых последователей, отказывался от всех наград, никогда не писал по заказу, стремясь к независимости от власть предержащих, был непримиримым и страстным спорщиком, трудным и бескомпромиссным в общении человеком.
В.В. Верещагин. Апофеоз войны. 1871 Холст, масло. 127×197
Опережающий время
В искусстве живописи Верещагин ввел принцип серийности, словно предугадав таким образом открытия кинематографа более позднего времени. Из своих многочисленных поездок он привозил сотни этюдов, на основании которых затем писал «сочиненные» картины, создавая из них серии. Так, в Третьяковской галерее хранится Туркестанская серия (13 картин, 81 этюд, 133 рисунка), приобретенная П.М. Третьяковым по условию договора в полном составе.
В.В. Верещагин. Смертельно раненный. 1873 Холст, масло. 73 х 56,6
Индийская серия была распродана с выставки, однако Третьяков приобрел большую ее часть — 78 этюдов. Вырученные от продажи деньги художник жертвовал на благотворительные нужды.
Фотографическая четкость и правда факта – девиз его творчества
Добиваясь фотографической точности, Верещагин всегда основывается на правде факта: «… дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека». Его серии картин, посвященные войнам, в частности, Русско-турецкой войне на Балканах (1877—1878), по существу антивоенные, осуждающие «великую несправедливость, именуемую войной». Изобразив гору черепов в картине «Апофеоз войны» (1871), художник взывает к человеческому разуму. Чтобы усилить воздействие на зрителя, он помещает на рамах своих полотен надписи, являющиеся необходимым, по мысли автора, литературным дополнением к живописи: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» («Апофеоз войны»); в работе «Смертельно раненный» солдат, зажимая кровоточащую рану, произносит последние слова: «Ой убили братцы!.. убили…ой смерть моя пришла!..».
Нобелевский номинант
В конце жизни Верещагин много работал в литературном жанре, писал автобиографические заметки, воспоминания, статьи об искусстве, выступал в печати за прекращение любых войн. За ним прочно закрепилось имя «борца с войной», и его кандидатуру в 1901 году выдвинули на соискание первой Нобелевской премии мира. В своих статьях, посвященных анализу современной художественной ситуации, он признавал нарастающее значение молодого поколения живописцев — «импрессионистов, символистов и декадентов», выражая надежду, что и они вслед за «реалистами» внесут свой вклад в «сокровищницу человеческого духа».