Ассоциация искусствоведов НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств провела 17 апреля 2013 года в Белом зале Российской академии художеств круглый стол.
В рамках круглого стола планировалось всесторонне обсудить различные амплуа профессиональных искусствоведов, которые сегодня выступают в роли научных сотрудников, преподавателей, музейщиков, кураторов, галеристов, свободных критиков и т.д.
Школа антикварного дела. Nota bene
В первой части круглого стола выступавшие затронули ряд актуальных проблем, касающихся статуса и функций искусствоведа.
Ванслов Виктор Владимирович
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. Действительный член и член Президиума Российской академии художеств (РАХ) говорил о духовном наполнении профессии “искусствовед”, о профессионалах, призванных участвовать в формировании культурной среды. Отметил значительную роль искусствоведов В.И. Костина, А.А. Каменского, А.И. Морозова в осмыслении художественных процессов 1960-х. Свое видение существа профессии выступавший прокомментировал словами Д.С. Лихачева – “без культуры невозможно развитие других областей жизни”.
Критично высказался о наезде на Государственный институт искусствознания со стороны МК, как о факте, несовместимом с замеченностью в культуре.
Никич Георгий Анатольевич
Кандидат искусствоведения, специалист по современному искусству, член АИС. Куратор международного форума художественных инициатив сказал об изначальной включенности искусствоведа в большой формат культуры – актуальная художественная критика, научно-исследовательская и преподавательская деятельность. Предметное поле профессии сильно изменилось – отметил выступавший, добавив, что университетское образование дает лишь общее представление о поле практической деятельности искусствоведа.
Бажанов Леонид Александрович
Искусствовед, специалист по современному искусству. С 1994 года — художественный руководитель Государственного Центра современного искусства. С 2001 года — действительный член РАХ коснулся вопроса о новых функциях искусствоведа – галерист, куратор, менеджер, издатель – в контексте современного художественного рынка; он также заострил внимание на проблеме отсутствии сегодня кадров и образовательных программ для подготовки художественных критиков и экспертов.
Далее темой активной дискуссии стали острые вопросы профессиональной подготовки экспертов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также профессионалов в сфере художественной критики.
В прениях выступили:
Самойлов Александр Юрьевич
Искусствовед, аттестованный эксперт Росохранкультуры, член АИС. В 1982 – 2007 — сотрудник сектора экспертизы ВНИИР – ГосНИИР отметил значимость профессии в сфере преподавания, в частности, в освещении актуальной темы “знакомство с основами практической экспертизы произведений изобразительного искусства”. Профессиональная экспертиза, немыслимая без широкой эрудиции, безусловно, предполагает этическую ответственность специалиста перед обществом.
Рындина Анна Вадимовна
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член РАХ. Заведующая отделом древнерусского искусства НИИ теории и истории РАХ посвятила выступление проблемам профессиональной подготовке историков искусства.
Полагаем, что материалы круглого стола будут опубликованы на сайте Ассоциации искусствоведов и в печатном виде в 6-ом выпуске сборника «Искусство в современном мире».
Р.S.
Вопросы экспертизы и художественной критики были затронуты и участниками круглого стола «Состояние церковного искусства сегодня: отношение к наследию, поиски нового художественного языка в контексте традиционных и авторских технологий», состоявшегося 29 мая 2013 в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка, 21)
Наиболее острой проблемой сегодняшнего дня является начавшееся применение в рамках церковного искусства современных технико-технологических разработок, что вызывает порой острые дискуссии между представителями разных концепций православного религиозного искусства. С одной стороны – устойчивая и проверенная веками традиция, с другой – потребности сегодняшнего дня не только в обновлении художественного языка артефактов, но и в поисках адекватных темпам развития церковного искусства технологических решений, порой еще недостаточно проверенных в параметрах их долгожительства и экологической безопасности. Обсуждение этих насущных проблем должно стать одной из главных тем Круглого стола.
В рамках круглого стола планировалось всесторонне обсудить различные амплуа профессиональных искусствоведов, которые сегодня выступают в роли научных сотрудников, преподавателей, музейщиков, кураторов, галеристов, свободных критиков и т.д.
Школа антикварного дела. Nota bene
В первой части круглого стола выступавшие затронули ряд актуальных проблем, касающихся статуса и функций искусствоведа.
Ванслов Виктор Владимирович
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. Действительный член и член Президиума Российской академии художеств (РАХ) говорил о духовном наполнении профессии “искусствовед”, о профессионалах, призванных участвовать в формировании культурной среды. Отметил значительную роль искусствоведов В.И. Костина, А.А. Каменского, А.И. Морозова в осмыслении художественных процессов 1960-х. Свое видение существа профессии выступавший прокомментировал словами Д.С. Лихачева – “без культуры невозможно развитие других областей жизни”.
Критично высказался о наезде на Государственный институт искусствознания со стороны МК, как о факте, несовместимом с замеченностью в культуре.
Никич Георгий Анатольевич
Кандидат искусствоведения, специалист по современному искусству, член АИС. Куратор международного форума художественных инициатив сказал об изначальной включенности искусствоведа в большой формат культуры – актуальная художественная критика, научно-исследовательская и преподавательская деятельность. Предметное поле профессии сильно изменилось – отметил выступавший, добавив, что университетское образование дает лишь общее представление о поле практической деятельности искусствоведа.
Бажанов Леонид Александрович
Искусствовед, специалист по современному искусству. С 1994 года — художественный руководитель Государственного Центра современного искусства. С 2001 года — действительный член РАХ коснулся вопроса о новых функциях искусствоведа – галерист, куратор, менеджер, издатель – в контексте современного художественного рынка; он также заострил внимание на проблеме отсутствии сегодня кадров и образовательных программ для подготовки художественных критиков и экспертов.
Далее темой активной дискуссии стали острые вопросы профессиональной подготовки экспертов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также профессионалов в сфере художественной критики.
В прениях выступили:
Самойлов Александр Юрьевич
Искусствовед, аттестованный эксперт Росохранкультуры, член АИС. В 1982 – 2007 — сотрудник сектора экспертизы ВНИИР – ГосНИИР отметил значимость профессии в сфере преподавания, в частности, в освещении актуальной темы “знакомство с основами практической экспертизы произведений изобразительного искусства”. Профессиональная экспертиза, немыслимая без широкой эрудиции, безусловно, предполагает этическую ответственность специалиста перед обществом.
Рындина Анна Вадимовна
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член РАХ. Заведующая отделом древнерусского искусства НИИ теории и истории РАХ посвятила выступление проблемам профессиональной подготовке историков искусства.
Полагаем, что материалы круглого стола будут опубликованы на сайте Ассоциации искусствоведов и в печатном виде в 6-ом выпуске сборника «Искусство в современном мире».
Р.S.
Вопросы экспертизы и художественной критики были затронуты и участниками круглого стола «Состояние церковного искусства сегодня: отношение к наследию, поиски нового художественного языка в контексте традиционных и авторских технологий», состоявшегося 29 мая 2013 в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка, 21)
Наиболее острой проблемой сегодняшнего дня является начавшееся применение в рамках церковного искусства современных технико-технологических разработок, что вызывает порой острые дискуссии между представителями разных концепций православного религиозного искусства. С одной стороны – устойчивая и проверенная веками традиция, с другой – потребности сегодняшнего дня не только в обновлении художественного языка артефактов, но и в поисках адекватных темпам развития церковного искусства технологических решений, порой еще недостаточно проверенных в параметрах их долгожительства и экологической безопасности. Обсуждение этих насущных проблем должно стать одной из главных тем Круглого стола.