fbpx
Back to all Post

История российского фарфора

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]
интервью с Ниной Михайловной Астратенко (Рязановой)
Кузнецовский фарфор– общепринятое название российского фарфора, выпускавшегося фарфоровым заводом «Товарищества по производству фарфорово-фаянсовых изделий М.С.Кузнецова».Астратенко (в девичестве Рязанова) Нина Михайловна, по образованию инженер-технолог силикатной промышленности, закончила работу ведущим конструктором в электротермической области Минэлектротехпром «Электротерм», внучка Поцелуева Степана Тимофеевича – управляющего и акционера завода товарищества М.С. Кузнецова.

Нина Михайловна знает не понаслышке, о том, что происходило на гжельских фарфоровых фабриках, начиная с 18 века. Ее дед – Поцелуев Степан Тимофеевич был управляющим и акционером завода «Товарищества по производству фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в местечке Чудово Новгородской области, а отец Рязанов Михаил Михайлович занимал руководящую должность на заводе «Художественная керамика» в Гжели.

 

Нина Михайловна, расскажите, пожалуйста,что послужило толчком для возникновения заводов в Гжели?

– Фарфоровое дело как производство возникло в России благодаря великой княгине Елизавете Федоровне, которая пленившись привозными европейскими изделиями из фарфора, основала в 1744 году свой завод. А уже к началу 19 века производство русского фарфора стало развиваться в двух расходящихся направлениях: на Императорском фарфоровом заводе в городе Санкт-Петербурге с влиянием официального европейского вкуса и на, так называемых, Московских и Северных фарфоровых объединениях, малых мануфактурах. В Московской области – это были заводы Гжели, а затем появились объединения, вновь построенные Матвеем Сидоровичем Кузнецовым (бывшие заводы Храпуновых, Поповых, Тереховых, Федяшкиных, заводы в Дулево, Вербилках, Конаково). Северные заводы в Новгородской области: Чудово, Грузино, Кикерино и другие. Они основаны двоюродным братом Матвея Сидоровича Иваном Емельяновичем Кузнецовым, уехавшим в Новгородскую губернию после раздела наследства.

 

Бесспорно, что создателем отечественной фарфоровой индустрии считается Матвей Сидорович Кузнецов, предприниматель и меценат в культуре 19 – начала 20 веков. Расскажите о династии Кузнецовых. Кто был ее родоначальником?

Да, Вы правы. Действительно, основная заслуга в создании крупнейшей монополии «Товарищества по производству фарфорово-фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» принадлежит Матвею Сидоровичу, человеку неординарному. Но основателем этой славной династии считается Яков Васильевич, простой кузнец, живший между деревнями Речицы и Новохаритоново в местечке Гжель. Кроме кузнечного ремесла, он занимался еще и гончарным делом. В 1810 году на заработанный от продажи изделий капитал семья решила построить завод для производства фарфоровых изделий, так как в округе были залежи белой глины. Завод заработал через 2 года, поэтому с 1812 года отсчитывается начало фарфоровой династии Кузнецовых.

 

Как развивалось фарфоровое производство на заводе Кузнецовых к середине 19 века?

После кончины Якова Васильевича, преемником отца стал старший сын – Терентий Яковлевич. Брат Анисим помогал ему. Маленький заводик скоро перестал справляться с объемами, и Терентий Яковлевич решил строить новый завод, но не в Гжели, а там где рабочая сила дешевле. Он покупает землю возле деревни Ликино в Дулево Орехово-Зуевского уезда Московской губернии. Завод заработал в 1832 году. В 1842 году Терентий Яковлевич вместе с сыновьями Сидором и Емельяном приобрел фабрику и землю близ Риги. Сидор Терентьевич возглавляет работы по реконструкции и расширению фабрики. Были созданы все условия для работы и проживания семей служащих. Из Гжели и Дулево были приглашены живописцы и мастера. С 1851 года завод начал выпуск фарфоровых изделий. В этом же году Терентий Яковлевич покупает еще один завод рядом с деревней Ликино-Дулево в селе Коротково. После смерти Терентия Яковлевича в 1853 году владельцами трех заводов остаются его брат Анисим и сыновья Сидор и Емельян. После раздела имущества Сидор Терентьевич решает лучших мастеров и художников перевести на заводы в Дулево и Ригу, а предприятие в селе Коротково закрыть или продать. Так, благодаря Сидору Терентьевичу, развитие фарфорового производства Кузнецовых перешло на новый этап. У Сидора Терентьевича было пятеро детей: дочери – Анастасия, Ирина, Мария, Пелагея и сын Матвей. В 1861 году пятнадцатилетним мальчиком Матвей отправляется на завод в Ригу осваивать дело его семьи, а с 1864 года по завещанию отца он становится единственным наследником заводов в Риге и Дулево.

 

С какого времени можно считать создание фарфоровой индустрии в России?

Можно выделить 3 периода в становлении и развитии кузнецовской фарфоровой индустрии в России. Первый период – формирование территории Российской империи – с 1867 по 1871 год, второй период – развития и совершенствования производства – с 1872 по 1892 год, и третий период – выход продукции на мировой рынок.

В 1867 году Матвей Сидорович Кузнецов вступает в права наследства. Он решает не только сохранить фамильное дело, но и развить его и создать фарфоровою индустрию Кузнецовых. Он улучшил техническую базу заводов, внедрил новые технологии. Через 2 года ему уже удалось превзойти достижения отца. Единственными конкурентами заводам Кузнецова в России были заводы Гарднераи Ауэрбаха. С 1870 года начинается новый период в деятельности М.С.Кузнецова, он покупает завод Ауэрбаха в селе Кузнецово (ныне Конаково) Тверской губернии. Там он наладил производство уникальных изделий из фаянса, майолики и фарфора – храмовых иконостасов, киотов, подсвечников и другой церковной утвари. Также началось производство малых скульптурных форм: статуэток, подсвечников, настенных панно. В 1880 году Матвей Сидоровичстроит завод на Украине в селе Буды, который работал уже с 1887 года. В 1889 году Матвей Сидорович создает «Товарищество по производству фаофорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» для удобства управления всеми заводами. В состав правления входят его сыновья, зять и все управляющие заводами. В 1892 году был основан второй завод на Украине – в г. Харькове, получивший название Славянский. В 1893 году Матвей Сидорович покупает завод Гарднеров в Вербилках, реконструирует его и совершенствует технологические процессы – успехи Гарднеров были приумножены. Таким образом, к концу 19 века Матвей Сидорович становится монополистом частного фарфора в России, а к началу 20 века он владел восемью фабриками в разных регионах России, на Украине и в Латвии.

 

Нина Михайловна, расскажите об истории возникновении фарфорового завода в местечке Чудово Новгородской губернии, где Ваш дед, Поцелуев Степан Тимофеевич, многие годы был управляющим и акционером.

Фабрика И.Е.Кузнецова в Чудово на Волхове была создана в 1898 году. Принадлежала она товариществу купца I гильдии Ивану Емельяновичу Кузнецову, сыну Емельяна Терентьевича и двоюродному брату Матвея Сидоровича. Заводы, основанные И.Е. Кузнецовым, снабжали своей продукцией население Псковской, Новгородской, С.-Петербургской губерний и районов Прибалтики.

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

В 90-х годах эти заводы вошли в Товарищество братьев Кузнецовых, и работали вплоть до 1941 года. К 1900 году Волховские (северные заводы) стали центром технической и интеллектуальной культуры тех губерний. Были построены школы, церковь, создавались условия для отдыха рабочих. На заводах северных территорий внедрялись новые технологии производства фарфора, фаянса и майолики. Появлялись новые материалы: глазури, краски, методы росписи и виды рисунков. Перенимался опыт заводов Германии и Императорского завода. В конце 19 начале 20 века на заводах работали и консультировали художники, такие как С.В. Чехонин. Было поставлено не только классическое образование работников предприятий, но и приглашались специалисты по технологическим процессам производства фарфора и фаянса. С конца XIX века завод стал специализироваться на производстве дорогого фарфора. Хотя в целом кузнецовский фарфор не относился к разряду элитарных, и был доступен горожанам со средним достатком. Завод И.Е.Кузнецова имел собственные склады и магазины в Москве и Петербурге. Ежегодно за пределы Новгородской губернии вывозилось по железной дороге и водным путем до 450 пудов изделий. Торговля велась на Боровической, Вологодской, Астраханской, Ирбитской, Московской, Нижегородской, Казанской, Мензелинской, Омской, Островской, Псковской, Рижской, Ржевской, Самарской, Санкт-Петербургской, Уфимской, Юрьевской и Ярославской ярмарках.

На заводах сформировался центр технической и интеллектуальной интеллигенции, который продолжал успешно работать и в 20-е и в 30-е годы 22 века. Так среди работников фабрик в Чудово и Грузино вырос и, впоследствии, стал управляющим этих фабрик С.Т. Поцелуев, мой дед, уехавший из Гжели 12-летним мальчиком вместе с И.Е. Кузнецовым.

В 1918 году фабрики были национализированы и стали именоваться: «Коминтерн» и «Красный фарфорист», а поселок был переименован в Краснофарфоровый с присвоением ему в 1938 году официального статуса рабочего поселка.

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

Уже после 20-х годов 20 века большие отраслевые объединения, заменившие собой фарфоровые монополии братьев М.С. Кузнецова и И.Е. Кузнецова, позволили провести сначала предварительную, а затем и более полную специализацию заводов и фабрик по выпуску фарфора, фаянса и майолики в России.Различного назначения посуда, производимая там, была качественна, недорога, популярна и широко расходилась в бывшем СССР.

Нина Михайловна, большое спасибо за интервью. Что Вы хотите пожелать нашим читателям?

 

Спасибо Вам, за то, что Вы предоставили мне возможность поделиться с читателями той информацией о гжельских заводах и заводах «Товарищества Кузнецова», которую я получила в свое время от моих дорогих родителей. В нашей семье всегда бережно хранилась память о наших предках, фотографии и документы тех лет. Вплоть до 80-х годов прошлого столетия, я оставалась владелицей небольшой бабушкиной усадьбы в селе Новохаритоново, где прошли все мои детские годы, среди предметов старины, фотографий и бабушкиных воспоминаний. К сожалению, из-за невозможности содержать усадьбу, с ней пришлось расстаться. Но остались родственники и друзья и в Гжели, и в Чудово и в Риге и осталась, конечно же, самое дорогое – наша память…

Желаю Вашей Школе процветания, творческих успехов в Вашем благом деле
приобщения людей к культуре и искусству!

 

Интервью подготовлено директором

Школы Антикварного Дела Трушиной Г.В.

Add Your Comment

ШКОЛА АНТИКВАРНОГО ДЕЛА © 2019. Все права защищены.

Политика конфиденциальности/ Terms of Use