ВАНДАЛ – имя народа; обратилось в общее
название варвара, грубого, непросвещенного
человека. Вандализм, поступок грубый,
противный просвещению, образованности.
В. Даль. Словарь Даля. 2012
25 мая 2018 года культурная общественность была взбудоражена шокирующей новостью: «В Государственной Третьяковской галерее вандал разбил стекло и повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» (1883-1885 годы). Мотивы 37-летнего жителя Воронежа непонятны.
Интересно, что в истории этой картины уже был отмечен акт вандализма в 1913 году. У молодого человека – иконописца Ивана Балашова во время посещения Третьяковской галереи случился припадок – Балашов был душевно болен – и с криками «Довольно крови!» он изрезал знаменитое полотно. Благодаря талантливым реставраторам, картина была восставлена в первоначальном ее виде.
Что двигает людьми, почему они уничтожают или повреждают картины – объекты культурного наследия?
Попытаемся разобраться в этой проблеме, проанализировав самые громкие случаи вандализма в отношении картин в мире.
Известны акты вандализма, совершенные женщинами. Так в 1914 году в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон топором семь раз ударила «Венеру с зеркалом» кисти Диего Веласкеса.
Мисс Ричардсон позже объяснила, что ее действия были выражением протеста против ареста лидера движения суфражисток Эммелин Панкхерст. «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в виде протеста против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в современной истории».
Также она заявила, что ее раздражало то, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».
Знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи несколько раз подвергалась нападениям.
В 1956 году турист кинул в картину камень. Картина слегка поцарапалась, но ее быстро восстановили.
В 1974 году женщина распылила красную краску в Токийском национальном музее, куда картину привезли для участия в выставке. Это был знак протеста против того, что музейные власти и охрана не позволяют людям с ограниченными возможностями проходить на выставки.
В 1977 году туристка из России запустила в «Джоконду» кружкой из сувенирного магазина Лувра. Мотивы ее остаются неизвестными.
В июне 1985 года в Государственном Эрмитаже города Ленинграда от серной кислоты и ударов ножом сильно пострадала картина голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна «Даная» (1636 год).
Одно из самых громких злодеяний в советской истории совершил 48-летний литовец Бронюс Майгис, которого ждала тюремная психушка закрытого типа.
Долгие годы реставраторы бились над тем, чтобы восстановить картину. Применялись уникальные технологии. Спустя 12 лет работ, в 1997 году подлинная «Даная» вновь предстала перед посетителями музея. С тех пор она хранится под бронированным стеклом. На реставрационные работы ушло не только много сил, но и масса денег. Но, несмотря на все усилия, полностью восстановить шедевр не получилось. Слишком страшная рана была нанесена картине.
Майгис заявил, что совершил преступление по политическим мотивам — он был литовским националистом и так захотел отомстить за «поруганную родину».
В июле 1987 года в Лондонской национальной галерее злоумышленник Роберт Кэмбридж расстрелял из ружья картину Леонардо да Винчи “Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем” (1497-1499 годы). Пули застряли в защитном стекле, но его осколки все равно серьезно повредили картину.
Нападавший был арестован и впоследствии был признан невменяемым. Реставрационные работы заняли больше года, картина вернулась на экспозицию в мае 1989 года.
В апреле 1988 года в картинной галерее «Старая Пинакотека» немецкого города Мюнхена были повреждены кислотой «Алтарь Паумгартнеров» (около 1503 года) и еще две картины Альбрехта Дюрера.
Вандал Ханс-Йоахим Больманн уже был ранее осужден на пять месяцев тюрьмы за аналогичные случаи с произведениями искусства. В 1990 году он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.
В апреле 1990 года в Государственном художественном музее Нидерландов –Рейксмузеуме города Амстердама вандал при помощи баллончика с кислотой повредил картину Рембрандта “Ночной дозор” (1642 года). К счастью, пострадал лишь слой лака.
В 1911 и 1975 годы картина так же была подвергнута нападениям. Преступники пытались повредить ее ножом.
Безработный учитель Уильям де Рейк за порчу произведения искусства был отправлен в психиатрическую лечебницу, гдe в 1976 году совершил самоубийство.
В июне 2012 года в музее американского города Хьюстона «Коллекция Мениль» 22-летний Уриэль Ландерос испортил картину художника Пабло Пикассо “Женщина в красном кресле” (1929 года).
Он оставил на полотне надпись “Conquista” (“Завоевание”), нарисовав рядом матадора, убивающего быка.
Мужчина заявил, что это был “акт политического неповиновения”. Реставраторы быстро удалили следы краски и спасли полотно. Несколько месяцев преступник скрывался, однако затем добровольно сдался властям. В мае 2013 года он был осужден на два года лишения свободы.
Этот список, к сожалению, можно продолжать и дальше. Из него мы видим, что, в основном, подобные преступления совершаются или на политической почве или людьми с неуравновешенной психикой. В любом случае, прав был Даль, вандализм в отношении произведений искусства – поступок грубый, совершенный непросвещенным человеком.
Надеемся, что искусство, которое призвано облагораживать массы, все-таки делает свое дело, хотя бы в отношении людей неравнодушных и изучающих его.
Время работы
Daily 9.30 am–6.00 pm
Café Service
Daily 10.00 am–7.00 pm
Контакты
ШКОЛА АНТИКВАРНОГО ДЕЛА © 2019. Все права защищены.
Политика конфиденциальности/ Terms of Use