А. Ю. Самойлов
Тезисы доклада «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ».
Научно-практическая конференция в ГИМ.
«Частное собирательство на современном этапе: продолжение традиций XVIII – XX вв. и новации XXI в. 18 — 22 апреля 2011 г.».
Актуальность исправленных и дополненных тезисов доклада — на сайте Школы антикварного дела (сентябрь 2012).
Право на публикацию текста на сайте Института Арт Бизнеса и Антиквариата (http://www.artinstitut.ru/expertise.html) отзываю.
Вопросы проведения экспертизы рассматриваются в контексте общих тем, значимых для деятельности государственных, частных и общественных структур и индивидуальной практики:
- ПОНЯТИЯ и ТЕРМИНОЛОГИЯ
- ИСПОЛНИТЕЛИ и ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- ЭКСПЕРТНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ и ЭКСПЕРТНЫЕ ОШИБКИ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- ЭТИКА
1. ЭКСПЕРТИЗА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, которое заключает в себе основные слагаемые:
— квалифицированное исследование сложного проблемного вопроса, которое требует специальных знаний и навыков,
— проводится специалистом, который обладает такими знаниями и навыками,
— в результате которого будет получено квалифицированное заключение,
— которое будет оформлено квалифицированным документом.
2. ЭКСПЕРТИЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
— многоуровневое, поэтапное научное ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
— отмеченное особыми специфическими чертами (этика, относительность выводов),
— осуществляемое на стыке различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания,
— комплексом методов.
Результат ИССЛЕДОВАНИЯ — обоснованный и аргументированный ОТВЕТ на многочисленные вопросы, которые «a priori» заключает в себе любое художественное произведение, и те, которые возникают, объективно увеличиваются и усложняются по мере ЖИЗНИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ОБЪЕКТА).
Вопросы «a priori» ОБЪЕКТ «приоткрывает» внимательному и искушенному исследователю.
Вопросы «прихотливые», благоприобретенные в процессе жизни ОБЪЕКТА, должен «задавать» ОБЪЕКТУ сам внимательный и искушенный исследователь, а затем строить ход его исследования.
3. ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АУТЕНТИЧНОСТЬ
[греч. authentikos — «подлинный»] — подлинность во времени и границах авторской живописи (в нашем случае).
АТРИБУЦИЯ
[лат. attributio — «приписывание»] — установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
[лат. identificо — «отождествляю»] — признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
Эти понятия — АУТЕНТИЧНОСТЬ, АТРИБУЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ — имеют «сопряженный» смысл, называют задачи исследования, характеризуют процесс исследования.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
[лат. interpretatio — «посредничество»] — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ и ФАКТОР ЭКСПЕРТНОГО РИСКА
Достоверность атрибуции во многом зависит от «неизмененности» авторской живописи.
«Неизмененность» авторской живописи определяют:
- Сохранность;
- объем и качество реставрационного вмешательства.
Задачи первоочередные:
- распознавание подделок = фальшивок;
- распознавание «экспозиционной» РЕСТАВРАЦИИ = РЕКОНСТРУКЦИИ.
Полноценное исследование практически всегда объединяет решение задач АУТЕНТИЧНОСТИ и АТРИБУЦИИ.
Фото 1. «Христос и грешница». Ван Меегерен. 1942.
Картину написал известнейший фальсификатор XX века Хан ван Меегерен «под Вермеера», одного из величайших живописцев XVII века, исключительно своеобразного мастера.
Работы Вермеера отличаются загадочностью образной системы, особой выразительностью трактовки пространства и световоздушной среды, «терпкостью» виртуозной отделки красочной поверхности.
Эти сущностные характеристики изобразительности в «Христе и грешнице» не проявлены, необычна и типажность лиц.
АУТЕНТИЧНОСТЬ картины, тем не менее, подтвердила экспертиза с АТРИБУЦИЕЙ авторства Вермеера. С именем Меегерена уже связывалось «открытие Вермеера» — «Христос в Эммаусе» (1937) и «Тайная вечеря» (ок. 1940 – 1941).
В 1943 Меегерен продал «Христа и грешницу» в коллекцию в рейхсмаршала Геринга.
Несоответствие аутентичности и атрибуции открылось в 1945, когда Меегерен вынужден был признаться в своем авторстве.
Он был арестован по обвинению в коллаборационизме, которое квалифицируется законодательством многих стран как государственная измена, и расхищении национального художественного достояния. Ему грозила смертная казнь.
Фото 2. Картина в суде.
КОМПЛЕКСНОСТЬ — «императивная норма» исследования любого мало-мальски сложного произведения. ЭКСПЕРТ — основной СУБЪЕКТ процесса ИССЛЕДОВАНИЯ.
Комплексное исследование включает в себя:
- «реставрационное» — состояние сохранности и реставрационное вмешательство;
- искусствоведческое — изобразительность;
- технологическое — материальная структура.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ исследование дополняет, а иногда и предваряет искусствоведческое.
4. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ сегодня и ближайшего будущего.
ПЛОЩАДКА — АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК и его ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ и ГРАНИЦЫ
Специфичность антиквариата:
- происхождение;
- аутентичность;
- ценность художественная и культурно-историческая;
- «уникальность невосполнимости».
До 1990 легально существовала только государственная торговля антиквариатом через антикварные магазины-салоны при МК СССР в системе ВХПО им. Е. Вучетича; конец 1980-х — первые антикварные аукционы в Салоне-магазине № 1 в Москве.
В 1990 — «разрешение» на легальный антикварный рынок в СССР — распоряжение Совмина СССР № 1119.
Однако до сегодняшнего дня антикварный рынок России не имеет ясных законодательных «правил игры». «Правила антикварной торговли» пишутся с 1991; последний вариант — 2008 год.
В 2000 — отмена лицензий на торговлю антиквариатом; порядок лицензирования давал видимость гарантии, что в антикварных магазинах не будет продаваться краденное.
«Справка о возможной ответственности антикваров в случае приобретения предметов криминального происхождения» опубликована в 2006 в «Каталоге предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске».
В проекте документа «ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ ПРЕДМЕТАМИ АНТИКВАРИАТА» (2008) даны определения:
- Предмет антиквариата — « … культурные ценности, созданные более ста лет назад, а также другие предметы, в силу времени своего создания, редкости или уникальности, принадлежности в прошлом известным личностям, являющиеся предметами собирательства и коллекционирования»;
- Комиссионер (организация или частное лицо) — « … принимающие предметы антиквариата на комиссию, и реализующие эти предметы по договору розничной купли-продажи»;
- Комитент — « … гражданин, сдающий предметы антиквариата на комиссию на основе договора с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение»;
- Покупатель — «гражданин, имеющий намерение приобрести, либо приобретающий или использующий предметы антиквариата исключительно для личных целей и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Но нет определений:
- «Антикварный рынок»;
- «Эксперт по культурным ценностям» — один из важнейших СУБЪЕКТОВ антикварного рынка. «ЭКСПЕРТ создает и уничтожает художественнные ценности». М.
Фридлендер;
- «Экспертная тайна» — как разновидность «коммерческой тайны». Основные термины и понятия этой «темы» называет «Закон РФ «О коммерческой тайне» (2004).
Объективно существующая «проблемная деликатность» отношений
- эксперт и дилер
- эксперт и владелец
- эксперт и покупатель
не имеет сегодня законодательных очертаний. «Правила антикварной торговли» существуют лишь в проекте и работа над ними приостановлена.
ИСПОЛНЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ на коммерческой основе
Исполнители:
- федеральные государственные организации (ФГУ) — ГТГ, ГИМ, ГРМ, ГосНИИР, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря; Экспертиза в МУЗЕЯХ проводилась как бы «от имени» организации, когда «имя организации» — главная ценность экспертного заключения. Однако статус МУЗЕЯ не предполагает подобного вида деятельности. Тогда как экспертиза как профильная деятельность записана в Уставе ГосНИИР и ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
- частные учреждения культуры (ЧУК) — АРТ Консалтинг, НИНЭ им. П.М. Третьякова при ГТГ;
- индивидуальная практика как бы независимых экспертов.
ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей древнерусского искусства им. А. Рублева экспертизу для частных лиц не проводил.
С 2007 — 2008 некоторым музеям было запрещено проводить экспертизу для частных лиц:
- ГИМ — по причине отсутствия «поддержки» искусствоведческой экспертизы технологическими исследованиями;
- ГТГ — по причине многочисленных экспертных ошибок — практически 50%.
По рекомендательному письму МК РФ экспертиза для частных лиц приостановлена:
- ВХНРЦ — с 27 января 2011, но в марте возобновлена;
- ГосНИИР — с 21 марта 2011. Летом 2011 экспертиза возобновлена.
Можно предположить возможные последствия «запретительного» развития ситуации:
- изменение Устава и прекращение исполнения экспертизы как уставной профильной деятельности в государственных научно-исследовательских и реставрационных организациях, т.е. разрушение сложившейся системы проведения экспертизы;
- организацию коммерческих предприятий, вероятно, с привлечением сторонних исполнителей — некомпетентных, без опыта практической экспертизы, без навыков элементарных технологических исследований;
- потеря действующих научных коллективов и разрушение системы подготовки кадров;
- распыление и утрату накопленных архивов документации.
АЛГОРИТМ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ и ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. «ПОЛОЖЕНИЕ об экспертизе» ГосНИИР
Комплексное исследование — структурное, поэтапное и одновременное:
- материальной структуры;
- изобразительной структуры.
Алгоритм:
- первичный визуальный осмотр;
- микроскоп — исследование красочного слоя, подписи, документальных свидетельств — на аутентичность, структуру, сохранность, реставрационные вмешательства;
- технологическая экспертиза — необходимость, варианты, методы;
- научно-справочная литература, источники, Интернет-поиск;
- интерпретация;
- формулировка результатов интерпретации в виде заключения;
- подпись — наступление юридической ответственности.
Положение ГосНИИР «Правила проведения экспертизы произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в ФГУ НИ учреждении «ГосНИИР» во второй редакции утверждено приказом директора ГосНИИР от 23 марта 2010.
Состоит из 6 разделов — порядок проведения экспертизы, порядок заключения договоров и оплата работ, расценки.
«1.2. Экспертиза является одним из направлений НИ деятельности Института, определенной уставом ГосНИИР»
« … выражает мнение специалистов, основанное исключительно на их знаниях и результатах исследования»
« 1.3. … проводится сотрудниками … сектора и … других подразделений Института …»
«1.4. … проводится на основании
– определений, постановлений, решений суда, следственных органов
– договоров с физическими и юридическими лицами …»
«2.1. Задачами являются
– время (аутентичность)
– подтверждение или выявление авторства
– степень сохранности и реставрационное вмешательство
– художественная, историко-культурная и научная ценность»
Отдельно подчеркивается — определение вероятной стоимости экспертируемого произведения не есть предмет экспертизы.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Проблемные вопросы:
- на чем выдается заключение — бланк организации или оригинальный бланк;
- наполнение — набор нормативных характеристик;
Опыт Института Гетти — проект единого документа — УДОСТОВЕРЕНИЕ
ПРЕДМЕТА ИСКУССТВА (1997).
Проект «Object ID» предполагал использовать 9 нормативных обязательных
характеристик для описания любого ОБЪЕКТА.
На основе этого документа предполагалось создать единый Всемирный Банк
Предметов Искусства. - адресность — фиксирование заявителя экспертизы на экспертном документе;
- система регистрации и защиты от подделок экспертных заключений;
- Подделки экспертных заключений в Интернете.
ПРАВОВОЙ СТАТУС = ПРАВОПОЛОЖЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Правовой статус эксперта — установленное нормами права совокупности его прав и обязанностей.
Реалии экспертной практики объективно включают ЭКСПЕРТА в правовые отношения с ОБЪЕКТОМ (культурными ценностями), ПОКУПАТЕЛЕМ и ПРОДАВЦОМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, с корпораций ЭКСПЕРТОВ и т.д.
Сегодня установление административно-правового статуса эксперта понимается и реализуется как аттестация квалификации.
Формы правоустановления статуса:
- «государственная» — аттестация экспертов при Росохранкультуре МК РФ.
Удостоверение эксперта по культурным ценностям — почти «паспорт» — на право
производства экспертиз культурных ценностей. - «корпоративная» — аккредитация экспертов при «Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров» (МКААД. 2004) в соответствии с «Положением об аккредитации экспертов при МКААД», принятого Правлением МКААД 20 июля 2007. Самоорганизация сообщества экспертов с выдачей соответствующего удостоверения.
АККРЕДИТАЦИЯ и ЛИЦЕНЗИЯ — различные формы установления правоположения ЭКСПЕРТА.
АККРЕДИТАЦИЯ — способ «подтвердить свое уполномочение и поручиться, что действия уполномоченного не будут выходить из назначенного круга». Брокгауз и Ефрон.
ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение (документ) на проведение какой-либо деятельности от государства.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Процесс выдачи специального разрешения — ЛИЦЕНЗИИ.
Экспертная практика объективно движется в направлении ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
Этические аспекты профессиональных взаимоотношений в области экспертизы культурных ценностей желательно обозначить правовым актом, называющим нравственные критерии и обязательства — КРЕДО ЭКСПЕРТА.
Возможно, ввести документ в правое поле, в котором существует юридическая ответственность.
Аналогичные по смыслу документы существуют в смежных областях, связанных с бытованием культурных ценностей:
- «Венецианская хартия», 1964 — ICOMOS («Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест»);
- «Этический кодекс», 1986— ICOM («Международный совет музеев»);
- «Этический кодекс VeRes», 1992 — «Голландская ассоциация профессиональных реставраторов»;
- «Международный этический кодекс торговцев культурными ценностями», 2002 (8 статей);
- «Кодекс профессиональной этики антикваров и арт-дилеров», 2004 (12 статей) — МКААД;
- «Рекомендации добропорядочному покупателю».
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» 1992 с поправками 1999, 2000, 2001.
Государство полномочиями органов культуры — с обязательным участием «практических экспертов»! — должно проводить рациональную культурную политику:
- избегать и не санкционировать фискальные действия — но, в крайнем случае, их твердо проводить!
- искать «гуманитарный смысл» в любой сомнительной правовой ситуации, облекая приоритет «гуманитарного смысла» в форму практических действий.
КОНКУРЕНЦИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВО
Считается, что конкуренция приведет к повышению качества и снижению стоимости экспертных услуг, однако, это не подтверждается реалиями практики.
КОНКУРЕНЦИЯ — непрозрачность локальных экспертных сообществ, «замкнутость в себе», закрытость и коммерциализация информации.
КОНСОЛИДАЦИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВО в профессиональной деятельности, на наш взгляд, предпочтительнее — это идеал.
Сотрудничество должно стимулировать рост профессионализма.
СТОИМОСТЬ и КАЧЕСТВО ЭКСПЕРТНЫХ УСЛУГ
Вопрос, в значительной мере связанный с темой «КОНКУРЕНЦИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВО».
ОТКРЫТОСТЬ ЭКСПЕРТНОГО ЭКСКЛЮЗИВА
«Этический кодекс» VeRes (Голландская ассоциация профессиональных реставраторов) 1992 — положение Кодекса о профессиональных отношениях и профессиональном сотрудничестве, обязывающее делиться новыми достижениями в технологиях и практике.
КАДРЫ
Сложности «воспроизводства»:
- ограниченность возможности наработки практического опыта;
- специфичность процесса подготовки экспертов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
- кадры;
- подготовка специалистов;
- методологические разработки;
- материальная база;
- архив.
Фото 3. И.Э. Грабарь. Автопортрет с палитрой. 1934.
5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
-
- «специализация узкая» — специализация в «узкой» области в большей мере характерна для практики музейных сотрудников; это владение «узкой» базовой информацией — «книжной» и «фондовой». Количество специалистов «узкой специализации» стремительно уменьшается; «качество» — снижается. Сложность попадания в фонды музеев «посторонним»;
- «специализация широкая знаточеская» — исследование самого разнообразного материала — по видам искусства, времени, регионам, авторам. Знатоки — И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, М.А. Бессонова, В.М. Тетерятников, Г.Д. Костаки (как коллекционер);
- «специализация с навыками технологических исследований».
«Технологические навыки» — умение работать с микроскопом, интерпретировать результаты исследований в УФ- и ИК-спектрах, анализировать рентгенографические изображения и макрофотографию, формулировать задачи технологического исследования.
Фото 2. Картина в суде.
Фото 5. М. А. Бессонова. Фото А.К. Болдин. 1994.
РИТЕРИИ ЭКСПЕРТА
Отсутствует ясное представление о критериях, «идентифицирующих» специалиста как эксперта.
Желательно, по возможности, их назвать и зафиксировать — в регламенте «Аттестация …» или «Этическом кодексе»
Критерии:
- формальные («административные»). Формальные критерии полноценно (даже чрезмерно) отражены в служебном регламенте «Аттестация экспертов по культурным ценностям» Россвязьохранкультуры от 5 октября 2007;
- профессиональные (квалификационно-этические).
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИДИВИДУАЛЬНОГО ЭКСПЕРТА — АТТЕСТАЦИЯ, АККРЕДИТАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Правовое обеспечение — регламентация экспертной деятельности нормативными юридическими документами.
Правовых норм «федерального значения» в области экспертизы культурных ценностей сегодня нет — кроме как за дачу ложных показаний в УК РФ.
«Правоположение» ЭКСПЕРТА (индивидуально практикующего — в первую очередь) по отношению к произведению искусства двойственно. Он выступает как:
- представитель культуры и науки (хотя бы по месту работы) — МУЗЕЙ, реставрационная или НИ организация;
- активный участник антикварного рынка.
«Эксперт — «дилер» собственных знаний и опыта». М. Фридлендер.
Дилемма эксперта — служить Господу и мамоне?
АТТЕСТАЦИЯ — последнее заседание комиссии по аттестации Росохранкультуры состоялось в 2010.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ индивидуальной деятельности эксперта не производится.
Оформление правового статуса эксперта предполагает:
- установление прав и обязанностей нормативным документом, чего сегодня нет. Возможно, для этого потребуется отдельный документ или возможно ограничиться регламентом «Аттестация …», предусмотрев специальный раздел «Права и обязанности эксперта по культурным ценностям»;
- удостоверение;
- мониторинг.
Фото 6. В.М. Тетерятников. «Иконы и фальшивки». Спб., 2009.
Оценочная категория — «хороший» – «плохой» эксперт или группа экспертов — некорректна. Или эксперт, или «не эксперт».
Значимость и ценность эксперта — в востребованности рынком, а не в акте «административного удостоверения».
Статус:
- «административно назначенные» эксперты по приказу МК СССР в советское время — комиссии в «Новоэкспорте», художественных магазинах-салонах в системе ВХПО им. Е.В. Вучетича;
- аттестованные эксперты Росохранкультуры в РФ — согласно регламенту «Аттестация экспертов по культурным ценностям» Россвязьохранкультуры от 5 октября 2007;
- «свободный независимый эксперт» — распространенный миф. «Свободный независимый эксперт», по своей сути, не удобен и не востребован, поскольку:
— независим административно;
— независим интеллектуально и нравственно — в своих выводах и поступках согласуется только со знаниями и совестью.
Эксперты объективно «обременены зависимостью от среды обитания».
Фото 7. Г. Д. Костаки.
КВАЛИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТА
Квалификация эксперта — категория, трудно формализуемая и вербально описываемая.
Желательно, если возможно, обозначить квалификационные критерии.
Среди наиболее вероятных формальных критериев:
- образование;
- стаж практической экспертизы;
- владение методами технологических исследований;
- публикации.
То, что говорит о квалификации, но не формализуется:
- художественная эрудиция;
- умение «видеть» и интерпретировать увиденное. «… кто много знает больше всех, тот и видит больше всех. Вместе с тем не следует переоценивать знание. Кто ничего не видит, тому и знание не поможет». М. Фридлендер;
- интуиция и художественная восприимчивость — «насмотренность» и «вчувствованность» взгляда;
- оперативность зрительной, фактологической и источниковедческой памяти;
- практический опыт — не книжный;
- аргументация суждений — две позиции:
— «знаток … должен быть в состоянии охотно сообщить свои аргументы, когда его спросят». К. Хофстеде де Гроот;
— «одаренные специалисты, судящие с внутренней убежденностью, не любят обычно приводить доказательства, они испытывают примерно то же, что и Ницше, сказавший однажды: «Что я бочка, что ли, чтобы носить с собой мои основания?». М. Фридлендер. - интонационность суждений.
Как «экзаменовать» квалификацию эксперта, если ставить задачи квалификационной оценки по максимуму?
Какова может быть процедура?
По документам (экспертным заключениям) удобно и «отчетно», но по результату малоэффективно — вероятность ошибки в оценке потенциала весьма высока.
Фото 8. Г. Костаки. «Мой авангард». М., 1993.
Фото 9. Бернард Бернсон смотрит скульптуру Антонио Кановы в галерее Боргезе, Рим. Фото Дэвид Сеймур. 1955
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК и ЭКСПЕРТ
Научный сотрудник музея, причастный к экспертизе, и собственно эксперт — не одно и то же. Научный сотрудник, специалист в своей области, далеко не всегда эксперт.
НАУЧНЫЙ ОТРУДНИК, как правило, знает и видит соответствие стилистических характеристик объекта и исследует объект в границах стилистического анализа.
ЭКСПЕРТ должен видеть и понимать соответствие материальных и стилистических характеристик объекта — предварительных и результирующих (по итогам исследования), т.е. АУТЕНТИЧНОСТЬ объекта.
Это «видение» и «понимание» во многом дает навык элементарных технологических исследований — микроскоп, УФ -, ИК- спектр, интерпретация рентгенограмм и т.д.
«Видение» и «понимание» — безусловные квалификационные категории.
ЭКСПЕРТНЫЕ ОШИБКИ
Экспертные ошибки в сфере экспертизы культурных ценностей неизбежны — «в детерминанте» — и объясняются многими факторами.
Они случаются относительно часто и крайне редко объективно оцениваются коллегами и, тем более, объективно и правдиво освещаются в СМИ.
Ошибки:
- случайные;
- «детерминированные». «Детерминированные» ошибки объективно обусловлены уровнем знаний своего времени о произведении и техническими возможностями его исследования и, соответственно, уровнем теоретического обоснования таких исследований — разработка новых методик (радионуклидная диагностика). Накопление личного опыта и знаний индивидуальным экспертом. Атрибуция картины «La belle ferronniere” из Лувра Бернардом Бернсоном.
- умышленные. «Экспертиза» картины «Аллегория веры» Вермеера Дельфтского доктором Абрахамом Бредиусом.
Фото 10. «La belle ferronniere”. Копия. Коллекция семьи Хан.
Фото 11. «La belle ferronniere”. Леонардо да Винчи или его ученики. 1490 – 1496 / 1495 – 1497. Лувр.
Как эксперт Бернсон участвовал в 1923 в судебном процессе по поводу атрибуции картины «La belle ferronniere» из коллекции семьи Хан (Канзас-Сити, США), которую владелец картины миссис Андре Ларду Хан собиралась продать как оригинал.
Нью-йоркский суд присяжных не согласился с мнением Бернсона и принял решение о компенсации г-же Хан $60 000. Эта копия была продана за $1,5 млн. на аукционе Sotheby`s в 2010.
Что касается картины «La belle ferronniere» из Лувра, то Бернсон в разное время атрибутировал ее по-разному — «бесспорный Леонардо» или приписывал его ученику Бернардино да Конти.
Фото 12. «Аллегория веры». Ян Вермеер. 1671 – 1674. Метрополитен Музей. Нью-Йорк.
«Аллегория веры» — единственная картина Яна Вермеера Дельфтского, которая имеет религиозный сюжет помимо двух ранних со спорным авторством Вермеера — «Христос в доме Марфы и Марии» (Эдинбург) и «Святая Праксида».
Фото 13. Абрахам Бредиус. 1899.
Абрахам Бредиус, авторитетнейший на рубеже — в начале XX века специалист по голландской живописи XVII века.
По легендарной истории, якобы к нему в 1899 обратился за консультацией Дмитрий Щукин, известный русский коллекционер, как и его братья Сергей и Петр Щукины, питавший особое пристрастие к «малым голландцам». «Аллегория веры» находилась в его коллекции в Москве, но как работа Эглона ван дер Нера. Бредиус подверг сомнению ценность работы, но сам купил ее за 700 марок после того, как Щукин с ней расстался, и атрибутировал как Вермеера.
Потом передал в Музей Бойманса в Роттердаме — якобы «в дар», а на самом деле «на хранение». В 1928 продал в Америку за $300 000 Михаэлю Фрайдсему, который уже по настоящему в 1931 передал картину в дар Метрополитен Музею.
Фото 14. Ван Меегерен. «Христос в Эммаусе». 1937.
Пожалуй, самая известная художественная фальсификация ХХ.
В 1937 Абрахам Бредиус, тогда уже «Папа Римский» от экспертизы, директор музея Мауритцхейс в Гааге, признал подлинность картины.
«Христос в Эммаусе» — «вершина четырехсотлетнего развития голландской живописи».
Физиогномика лиц в картине Меегерена далека от вермееровских, а композиция откровенно «прочитана» у Караваджо — «Христос в Эммаусе».
Вариант 1606. Милан. Галерея Брера.
В 1938 картину «Христос в Эммаусе» как работу Вермеера купил музей Бойманса ван Бенингена (Роттердам).
В 2010 в музее Бойманса экспонировались полотна поддельного Вермеера, написанные Меегереном.
Следует признать «право риска» эксперта на возможное совершение экспертной ошибки — разумеется, не умышленной.
Не возможность или допустимость экспертной ошибки, а «право риска», по которому вердикт выносит время.
Каково реальное этическое и юридическое наполнение формулировки — «экспертная ошибка» или «экспертная неточность»?
Фото 15. «Поклонение пастухов». Джорджоне. 1500 — 1504/1505. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Фото 16. Сэр Джозеф Дювин. 1920-е гг.
Бернсон разошелся с сэром Джозефом Дювином, известнейшим британским арт-дилером, по поводу атрибуции картины «Поклонение пастухов» — Джорджоне или ранний Тициан.
Мнение Дювина со временем возобладало и принимается большинством специалистов — Джорджоне.
Фото 17. «Портрет Антонио Броккардо». Джорджоне. Ок. 1508 – 1510. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Приписываемый Джорджоне портрет многократно исследовался и атрибуционные выводы об авторстве менялись семь раз.
Рентгенографическое исследование выявило остатки первоначального изображения — взгляд юноши был обращен на пейзаж, фон картины, ныне частично утраченный.
Видимое изображение — что это? Pentimenti Джорджоне или следствие «реставрационных» поновлений?
Фото 18. «Польский всадник». Рембрандт. Фрик Музей. Нью-Йорк.
Полотно «Польский всадник» обнаружено Абрахамом Бредиусом в 1897 в польском местечке Дзикув и атрибутировано им как работа Рембрандта. Позднее картина приобретена американским коллекционером Генри Фриком и находится ныне во Фрик Музее. Авторство Рембрандта по отношению к этой работе сегодня под большим вопросом.
Степень риска возможно уменьшить административными мерами:
- квалификационная аттестация экспертов как перманентный процесс;
- введение стандартов экспертной деятельности — регламент процесса, единый экспертный сертификат, нормативная терминология и т.д.;
- утверждение принципа персональной ответственности вне зависимости от «формы» проведения экспертизы — индивидуальной или «от имени» организации.
Ошибки определяются многим профессиональными факторами — объективными и субъективными:
- сложность ОБЪЕКТА (структура произведения, сохранность, реставрация);
- количество проведенных экспертиз конкретным экспертом. Кто много делает, может ошибаться больше, нежели тот, кто делает мало — даже у очень хороших специалистов на определенном этапе «замыливается» глаз, возникает «зрительная усталость», появляется экспертная «самоуверенность»;
- «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ» — от объема, от однообразия материала и т.д. «Утомление восприятия», «самонадеянность, всезнание». М. Фридлендер;
- небрежность;
- диапазон экспертируемых ОБЪЕКТОВ, где сложности возникают на «пограничных территориях»;
Без знания «смежной» области невозможна достоверная экспертиза в «своей».
Пример — «нераспознавание» изобразительности западноевропейской и русской
живописи при «перелицовке имен западноевропейских художников в имена
русских — «дело Преображенских». Роль художественной эрудиции. - новизна экспертируемого материала;
- точность и чистота проведения технологических исследований и «технологическая» оснащенность при проведении этих исследований;
- объективность интерпретации результатов искусствоведческих и технологических исследований.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На практике сложно решаемая задача — трудно определить какого рода ошибка — умышленная или неумышленная.
Проблема ответственности за неумышленную ошибку — моральная или административная? В зависимости от тяжести последствий ошибки?
Если умышленная — ответственность административная или уголовная?
- Дело Татьяны и Игоря Преображенских, владельцев галереи «Русская коллекция» о подделке подписей русских художников на картинах западноевропейских художников (2008) — 8 и 9 лет за мошенничество;
- Хаанс ван Меегерен (1947) — 1 год за мошенничество.
Фото 19. Янус ла Кур, ставший «Александром Киселевым».
Московские антиквары Татьяна и Игорь Преображенские в 2000-е годы наладили «производство» по перелицовке картин недорогих западноевропейских художников в дорогие имена русских мастеров.
Тверским судом Москвы в августе 2008 они были признаны виновными по статьям — мошенничество (ст. 159 УК РФ), хищение предметов, имеющих особую историческую, художественную и культурную ценность (ст. 164 УК РФ), уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ).
Фото 20. «Александр Маковский» от Преображенских.
Левая часть пейзажа была «прописана» по диагонали (треть всего изображения) — отсутствовали кракелюрная сетка и поверхностные загрязнения, красочная паста на этом участке была пластична, отлично сохранившая подпись лежала в «свежем» красочном слое.
Фото 21. Янус ла Кур, ставший «Александром Киселевым».
Фото 22. Хан ван Меегерен.
Фото 23. Ван Меегерен пишет в тюрьме картину «Христос среди учителей» — в ходе судебного эксперимента.
Фото 24. «Христос среди учителей» — так Хан ван Меегерен видел себя среди экспертов?
Меегерен, арестованный в мае 1945 по обвинению в коллаборационизме и разграблении национального достояния, на суде признался в авторстве картины «Христос и грешница» и изготовлении других подделок — под Вермеера, Хальса, Хоха.
Был осужден за мошенничество в октябре 1947, а в декабре 1947 умер в тюрьме от сердечного приступа.
Абрахам Бредиус, благословивший первую подделку Меегерена «Христос в Эммаусе», умер в 1946.
ЭТИКА
Проблемные области:
- профессиональное поведение;
- эксперт и личное собирательство;
- эксперт как личный консультант и дилер при «владельце коллекции»; «личный эксперт» — как «домашний» стоматолог, парикмахер, юрист;
- формирование имиджа и самоутверждение через СМИ.
ЭКСПЕРТ «функционирует» в реалиях нынешнего общества — «товарно-торгового» социума и карьерно-потребительской идеологии, где ЭТИКА как норма общественного сознания и поведения, забыта или сознательно отвергнута.
«… область культуры — это сфера моральных запретов, нарушать которые стыдно». Ю.М. Лотман.
Фото 25. Ю.М. Лотман — выдающийся литературовед, культуролог, основоположник отечественной школы семиотики, блестящий исследователь русской культуры.
Бернсон, отвергая «коммерческий мир» искусства, называя его «свинской торговлей», особо строил свои деловые отношения с коллекционерами. Он содействовал Изабелле Стюарт Гарднер собрать качественную коллекцию художников Ренессанса для своей галереи (учреждена в 1903, открыта для посещения — 1935), которая ныне находится в музее ее имени в Бостоне.
Среди 2 500 работ европейских художников такие шедевры, как «Похищение Европы» (1562) Тициана, «Концерт» (ок. 1664) Вермеера и «единственная марина в творчестве Рембрандта» (Интернет), подписанная и датированная 1633.
Фото 26. «Похищение Европы» Тициан. 1562. Музей Гарднер.
Фото 27. «Концерт». Вермеер. Ок. 1664. Музей Гарднер. Похищена в 1990.
Фото 28. «Успокоение бури на водах». Рембрандт. 1633. Музей Гарднер.
К слову сказать, «единственная марина» — евангельский сюжет об успокоении бури на водах (Мф. 8:23-26). Похищена в 1990
Фото 29. «Б. Кустодиев». «Спящая обнаженная». 1919.
Картину купила компания В. Вексельберга АFAI на Русских торгах на аукционе Christie`s 1 декабря 2005 за 1,7 млн. фунтов стерлингов. В 2006 появились сомнения в аутентичности — заключения ГРМ, ВХНРЦ, В.А. Петрова. В 2009 опубликован «Каталог подделок произведений живописи», где в списке подделок фигурировала эта работа. В 2009 — началось расследование Christie`s.
В 2010 суд Лондона удовлетворил иск Вексельберга к аукционному дому Christie`s и постановил выплатить Вексельбергу 3 млн. фунтов стерлингов за продажу фальшивки.
Основные аспекты этики профессии — кредо эксперта:
- ответственность перед профессией;
- личная профессиональная ответственность;
- ответственность перед клиентом;
- ответственность перед произведением, поскольку ему создается РЕПУТАЦИЯ и «задается» СУДЬБА;
- ответственность перед коллегами.
VeRes (Голландская ассоциация профессиональных реставраторов), 1992.
Раздел «Профессиональное поведение», где освещаются общие принципы и этические обязательства музейных работников.
Они определяют:
- персональное поведение;
- личные интересы;
- личную ответственность по отношению к коллекции;
- уход, содержание коллекций;
- консервацию и реставрацию коллекций;
- документирование коллекций;
- персональную ответственность перед общественностью;
- соответствие профессиональным стандартам;
- конфиденциальность!
- профессиональную ответственность перед коллегами и профессией;
- профессиональные отношения;
- профессиональное сотрудничество, обязывающее делиться новыми достижениями в технологиях и практике.
ЛИЧНОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
«Интеллектуальный нонконформизм». Независимость личной позиции как проявление волевой составляющей профессии. Неприятие «экспертного нигилизма». Интеллигентность.
«Интеллигентность … требует и твердости …. А кроме того, критического взгляда на действительность». Ю.М. Лотман.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.
«…ученая эрудиция стала экономически продуктивной, и существуют знатоки, имеющие от этого немалую выгоду». М. Фридлендер.
Со всей очевидностью открывается деликатная и в «российской транскрипции» проблема — клиент (заказчик экспертизы) как объект приложения и способ неуемной коммерциализации услуг, связанных с экспертизой.
Практикуются три основные системы оплаты:
- «фиксированная» — не предполагает экономического обоснования, но, тем не менее, принята в коммерческих организациях. Например, исследование одного ОБЪЕКТА вне зависимости от его сложности и художественной ценности — $ 100;
- «калькулированная» — варианты выбора алгоритма калькулирования разнообразны и предполагают «на выходе» различные цены и коэффициенты цен; позиционируется разработчиками как «экономически обоснованная»;
- «произвольная» — тоже экономически обоснована. Цена экспертизы умышленно или неумышленно «привязывается» к рыночной стоимости экспертируемого ОБЪЕКТА или к персоне КЛИЕНТА.