fbpx
Back to all Post

История детской чашки юсуповского сервиза из Усадьбы Архангельское.

Отчет о практическом занятии в фондах фарфора Музея-усадьбы “Архангельское”

В музейных фондах на практических занятиях Школы антикварного дела в окружении большого количества предметов стараюсь сосредоточиться на одном, наиболее ярко характеризующем для меня коллекцию. На детскую чашку с монограммой «MN» обратила наше внимание Надежда Леонидовна Бережная, заведующая сектором керамики, стекла и металла Музея-усадьбы «Архангельское».

На рубеже XVIII-XIX веков под влиянием романтизма в обществе впервые проявляется интерес к феномену детства. «Дитя не должно быть подражанием… как бы слепком с прежнего, но новым образцом со своей ступени развития»1, — писал немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852), сформировавший принципы воспитания детей — через игру, без всякого принуждения.

Джордж Доу. Портрет в.кн. Александра Николаевича и в. кн. Марии Николаевны, 1822.

Эту изящную чашечку из детского сервиза Николай Борисович Юсупов подарил пятилетней княжне Марии, сестре будущего Российского императора Александра II. Детский сервиз Александра II, также подаренный князем Юсуповым, сейчас находится в Кусково. А чашечка с монограммой Марии Николаевны вернулась в подмосковное имение князя, где ее расписывали. Маленькая, в полтора раза меньше тех, из которых обычно пили чай. Она демонстрирует любимые приемы художественной росписи Архангельского. Говоря современным языком, содержит ДНК-код юсуповского фарфора.

Вытянутая ампирная форма «стаканчиком» в виде цилиндра с развернутым краем. За сходство с полураспустившимся цветком ее называли «жасмином». Была популярной в 1820-е годы, часто использовалась во Франции. Произведена на частном парижском заводе Даготи. В основном расписывали готовое белье, приобретаемое на российских предприятиях (ИФЗ, Гарднера, Попова, Долгорукого, Батенина) и иностранных (Мейсена, Севра, частных парижских и венских заводах).

Роспись чашки подчинена определенной композиции. У архангельских «стаканчиков» всегда есть нижняя часть, подчеркивающее основание заданным вертикальным направлением: линиями, точками, цветочными арками, провисающими гирляндами, над которыми располагаются декоративные пояски.

Чашечка Марии Николаевны снаружи бисквитная, внутри глазурованная и позолоченная. С росписью по внутреннему (невидимому) краю цветочками: головками, повернутыми вниз, как бы осыпающимися. Украшена гирляндой из плюща (как на чайнике «Сервиза с бусами»), плотными цветочными букетами (часто встречающимися на севрском фарфоре XVIII века, которые также есть на сервизе Александра II) и золотыми провисающими гирляндами с коричневой обводкой (новшество Августа Ламбера, севрского художника).

Князь Н. Б. Юсупов. Художник Г. И. Новиков. Начало XIX в.

Эстетические принципы юсуповского предприятия формировались под влиянием мануфактур Севра и Вены. Они соотносились с вкусами владельца, «признанного авторитета в вопросах искусства и художественной промышленности»2 екатерининской эпохи, сохранявшего лучшее, что было в XVIII веке. После смерти Николая Борисовича живописная мастерская закрылась, коллекция семьи пополнялась предметами, приобретаемыми у ведущих российских и европейских производителей. В 2018 году к 200-летию фарфорового заведения князя на Веймарской мануфактуре, основанной немногим раньше живописной мастерской, сделали реплики с юсуповского фарфора. Есть ли среди них чашка Марии Николаевны, мне неизвестно, но в музейном магазинчике продается очаровательный кукольный сервиз — взрослая забава, ставшая в XIX веке детской игрушкой.

Альбина Кунакбаева

Примечания

  1. Блонский П. П. Введение в дошкольное воспитание. // М. 1915. Цит. по кн.: Серебряковой К.Г. Детский костюм XVIII — первой четверти XX века. ООО «ПК Локус Станди», 2010. С.21.
  2. Прахов А. Происхождение художественных сокровищ князей Юсуповых // Художественные сокровища России. 1906. Т.VI. Цит. по кн.: Юсуповский дворец. Дворянские особняки. История рода, усадьбы и коллекции. СПб., 1999. С. 35.

ШКОЛА АНТИКВАРНОГО ДЕЛА © 2019. Все права защищены.

Политика конфиденциальности/ Terms of Use