Этим летом в ГМИИ им. Пушкина прошел третий крупный совместный проект Галереи Тейт Бриттен (до этого прошла выставка Тернера, 2008г., и Уильяма Блейка, 2011г.), в рамках которого были представленыболее 80 полотен замечательных английских художников сер. XIX века – т.н. Братства прерафаэлитов. Несмотря то, что в России всегда высоко ценилось искусство прерафаэлитов – это их первая широкомасштабная выставка в нашей стране.
Не смея пропустить столь значимое событие, мы отправились на экскурсию по экспозиции, которую для нас любезно провела Анна Познанская – куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX- XX веков ГМИИ им.Пушкина.
Не случайно в названии выставки фигурирует слово «авангард». Но не думайте, что в экспозиции вы бы увидели стереометрические примитивы кубизма или парадоксальные сочетания форм сюрреализма и всего того, что мы привыкли подразумевать под этим термином.С полотен прерафаэлитов на нас смотрели великолепные дамы в богатых нарядах (Данте Габриель Россетти. Monna Vanna.1866г.), поэтичные герои и героини староанглийского эпоса (Уильям Моррис. Прекрасная Изольда. 1857-1858гг.), Христос, страдающий в пустыне, преисполненный «высоких дум, неизреченных, непостижимых» (Уильям Дайс. Муж скорбей. 1860г.). Во всех их работах ясно читается стремление к «верности природе», к передаче чистоты реального мира, выраженных в ярких свежих цветах и четкости форм.
Глядя на эти работы, применяемый к ним термин «авангард» режет слух. Но почему же «авангард»?
В то время, когда мир начал заметно обновляться благодаря колоссальным технологическим и социальным изменениям, стремительной индустриализацией и беспрепятственным ростом городов, наносящих ущерб природе, небольшая группа художников решила противопоставить себя этому быстроменяющемуся миру.Эти молодые художники объединились в братство, созданное по средневековому принципу ремесленного и духовного содружества, и выступили с новым художественным манифестом, желая изменить не только принципы
современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества. Взяв за образец произведение выдающихся живописцев кватроченто, прерафаэлиты не только значительно расширили круг традиционных христианских сюжетов, но и обратились к новым темам, основанным на литературных источниках и социальной проблематике. «Использование принципиально новых методов и художественных техник и свободное владение наследием прошлых эпох, будь то живопись кватроченто, полотна Тициана, готический орнамент или японский фарфор, позволили прерафаэлитам пройти интенсивный путь развития от романтизма 1850-х годов к основополагающим стилям рубежа столетий – символизму и модерну».
Экспозиция данной выставки была разделена на шесть разделов, каждый из которых посвящен определенной теме в творчестве прерафаэлитов: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись», и «Утопия».
За предоставленную возможность погрузиться в поэтический мир викторианского авангарда выражаем огромную благодарность ГМИИ им.Пушкина и в особенности Анне Познанской.
«[П]рекрасна Выставка, и светел нынче зал,
[Р]аботы дивные – восторг и восхищенье…
[Е]щё хочу прийти сюда, поскольку стал
[Р]афаэлитом я… (без преувеличенья)
[А]х, авангард, ты мой, далёкой той поры,
[Ф]антазий буйство и нежнейших красок вальсы,
[А] так же – плавность линий, формы и игры
[Э]пизодических божественных романсов…
[Л]ети, искусство, сквозь столетья и века
[И] погружай нас в эстетические думы!
[Т]ак на душе легко…
Владимир Мельников, победитель конкурса на лучший отзыв в рамках выставки «Прерафаэлиты. Викторианский авангард». ГМИИ Им.Пушкина.
Open Daily 9:30–6:00, Monday Until 8:00