fbpx
Back to all Post

Венеция: классика и современность. Арт-семинар – Архитектурная Биеннале-2012

Отчет об арт-поездке 18-23 ноября 2012 г.


Город, как голос наяды,
В призрачно-светлом былом,
Кружев узорней аркады,
Воды застыли стеклом…
Н. Гумилев

Венеция… Город-музей на воде, издавна и постоянно притягивающий к себе творцов и любителей искусства, романтиков и реалистов, путешественников и обычных туристов. Кроме того, каждые два года здесь проходят знаменитые Венецианские биеннале – художественные и архитектурные выставки мирового масштаба.

Эта осень стала архитектурным праздником Венеции, и именно туда мы и решили отправиться с нашей новой арт-поездкой в сопровождении уже известной многим слушателям Школы Олеси Туркиной – научного сотрудника Русского музея в Петербурге, художественного критика и куратора более 30-ти концептуальных художественных проектов (в том числе Российского павильона на 48-ой Венецианской Биеннале).

Прибыв в Венецию 18 ноября, мы провели почти весь день на площади Сан Марко, любуясь городом и архитектурой с обзорной площадки знаменитого собора Святого Марка и слушая завораживающий рассказ Олеси обо всем, что видели перед глазами. Вечер завершился чаепитием в одном из ресторанчиков на площади Сан Марко и водной прогулкой на гондолах по вечернему городу.

А на высотах собора,
Где от мозаики блеск,
Чу, голубиного хора
Вздох, воркованье и плеск.
Николай Гумилев

Второй день оказался гораздо более насыщенным. С утра мы поехали на водном трамвайчике вапоретто на остров Мурано, где посетили Собор Санта-Мария э Донато, с великолепно сохранившейся с XII века яркой напольной мозаикой,  играющей сочетанием самоцветных камней разных оттенков, размеров и форм.

После Собора мы побывали на одном из многочисленных на острове Мурано производств художественного стекла, специализирующемся на изготовлении люстр, где хозяин любезно рассказал нам о традициях муранского стекольного мастерства, и показал, как работает цех (стекловаренная печь и т.п.).

Здесь мы прослушали подробный рассказ об уникальной технике миллефиори («миллион цветов»), которая позволяет изготавливать стекло из слоев мелких пластинок между разноцветными слоями стекла и создавать настоящие произведения искусства и дизайнерские украшения, которые можно было приобрести здесь же в магазине при фабрике (что мы и не преминули сделать).

Во второй половине дня наша группа под руководством Олеси отправилась непосредственно на Биеннале в Сады Джардиии, где мы посетили русский (построенный в 1913 году), японский (получивший главный приз Биеннале за проект экологического жилья), немецкий, канадский, американский, польский, израильский и итальянский павильоны. Наши слушатели были приятно удивлены новшествами современной архитектуры и нестандартным мышлением архитекторов из разных стран мира. К тому же Сады Джардини – настоящий парк-сад с чистейшим воздухом, обилием зелени и пением птиц (потрясающий контраст природы и современного искусства!). Ну а завершился вечер концертом в одной из скуол с восхитительной акустикой, где мы в течение двух часов наслаждались музыкой Вивальди, исполняемой музыкантами на старинных антикварных инструментах.

На третий день пребывания в Венеции мы посетили Церковь Сан-Себастьяно (где стали свидетелями похорон и увидели, как умерших перевозят на специальной гондоле из церкви на кладбище на острове) и посмотрели фрески Паоло Веронезе, выдающегося венецианского мастера XVI века. Здесь мы ознакомились с его самыми известными фресками «Идущие на казнь» (шедевр мастера), «Мадонна среди Святых», «Триумф Мардокео» и другими, удачно вписанными в интерьер церкви, украшенный скульптурами Сансовино и учеников его школы, а также скульптурой Джироламо Кампанья. В Сакристии нас поразили росписи Пальма иль Джоване, Андреа Вичентино, Тициана и Скьявоне, расположенные в плафонах и на стенах. Особое внимание привлек уникальный орган XVI века с росписями Веронезе.

После церкви Сан-Себастьяно мы,  слушая увлекательный рассказ Олеси об архитектуре и истории Венеции, отправились в Галерею академии художеств, где ознакомились с шедеврами венецианской школы живописи: от Белинни и Карпаччо до Тинторетто и Веронезе.

В Академии наша группа посетила отдельную выставку Тициана, составленную из работ, привезенных специально из многих известных музеев мира. Вечером, после обеда в уютном ресторанчике, Олеся прочла лекцию в конференц-зале отеля об уже увиденных памятниках искусства и о связи этих шедевров с современными течениями, представленными на Биеннале.

На четвертый день мы посетили Скуолу Сан-Рокко с восхитительными работами Тинторетто. Особенно нас поразила огромная картина «Распятие» с неисчислимым количеством мельчайших деталей, перед которой мы долго стояли, как завороженные. В Скуоле Олеся для нас устроила искусствоведческую игру «Угадай-ка»: она называла имя мифического персонажа, а мы должны были найти его скульптурное изображение среди множества других; получилось очень забавно.

Следующим в нашей программе был Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где находится знаменитая летящая «Ассунта» Тициана и множество других картин известных художников эпохи Возрождения

Вечером мы побывали на истинно венецианском празднике, посвященном памяти избавления города от чумы и проходившем в Церкви Санта Мария делла Салуте, необыкновенно красивой барочной архитектуры. В этом храме нашли себе место произведения великого Тициана периода 1540–1551 годов: восемь круглых тондо, изображающих евангелистов и отцов церкви, а также полотна «Жертвоприношение Авраама», «Давид, убивающий Голиафа», «Сошествие святого Духа» и «Каин и Авель». Еще одно из сокровищ церкви — большое полотно «Брак в Канне» Тинторетто. От Базилики на другой берег только в этот день можно перейти по «живому» мостику из лодочек.

Пятый день наша группа начала с посещения острова Святого Лазаря и армянского католического монастыря – научного и культурного центра. Там один из послушников провел для нас частную экскурсию по монастырю, показал церковь, трапезную, великолепную библиотеку, музей (с лучшей из сохранившихся мумий египетского фараона), коллекцию старинного японского оружия и неподражаемые картины Айвазовского.

После возвращения в город мы отправились в Арсенал – знаменитые судоверфи Венеции (здесь, начиная с 1104 года, строился весь военно-морской флот города) – в залах которого теперь проходят выставки современного искусства. Здесь представлена большая часть экспозиции Биеннале: мы узнали о самых новых течениях современной архитектуры и об архитектуре будущего. Особенно нас поразили красивые здания в стиле био-тек, идеи которых (в противопоставление хай-теку) взяты непосредственно из природы.

Последним арт-походом нашего путешествия стала Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони с неповторимыми картинами Карпаччо, от которых невозможно было оторвать взгляд. Завершил вечер и поездку праздничный ужин в одном из лучших венецианских ресторанов, последний перед возвращением домой

Как на древнем, выцветшем холсте,
Стынет небо тускло-голубое…
Но не тесно в этой тесноте
И не душно в сырости и зное.
Анна Ахматова

P.S.: Поистине Венеция – город, которым можно наслаждаться, просто попав туда, там не хочется спешить, куда-то бежать… Хочется просто посидеть и посмотреть на море, на гондолы, на людей вокруг и, конечно же, на непревзойденные произведения искусства: живопись, мозаику и архитектуру, которые здесь буквально повсюду.

ШКОЛА АНТИКВАРНОГО ДЕЛА © 2019. Все права защищены.

Политика конфиденциальности/ Terms of Use