Стеклоделие — чудесное, и в то же время хрупкое мастерство. Такое же хрупкое, как и материал, который оно использует. Взлёты и падения стеклоделия в нашей стране можно проследить на примере одного из самых известных стекольных производств России — Императорского стеклянного завода.
На Руси стекло было известно ещё в XI веке — яркие и чистые мозаики древних киевских храмов тому свидетельство. Но в XIII веке после татаро-монгольского нашествия стеклоделие, как и многие другие ремёсла, было забыто на века.
Только в XVII веке начинается робкое возрождение стекольных мастерских, на почти что ремесленном уровне, и только при великом реформаторе Петре I начинают возникать первые мануфактуры, основанные в основном иностранцами.
Начало своей истории Императорский стеклянный завод берёт в 1730-х гг., когда британский торговец Эльмзель основал на берегу реки Фонтанки стекольное производство. На нём изготавливались изделия для Императорского двора и на продажу. По указанию Сената в 1774 г. завод перевели в село Назьва (около Шлиссельбурга).
И вот настал 1777 год. Высочайшим Указом Императрица Екатерина Великая отдает во владение Завод стеклянный в Назьве на озере Ладожском князю Потемкину. После его смерти Императорскому Стеклянному заводу был присвоен статус Казенной Художественной мануфактуры — то есть первого в стране государственного стекольного завода.
Все эскизы изделий завода утверждались высочайшей подписью.

Для придания узоров на стекле применяли гравировку, за основу мастера брали приёмы камнерезного искусства.

В середине XVIII века один из величайших учёных России, Михаил Васильевич Ломоносов, внёс огромный вклад в становление Императорского стеклянного завода: он разработал специальные краски, которые позволили появиться на свет цветным стёклам и росписям на стекле.

Петербургский стеклянный завод конец 18 века.
В это же время начинается выпуск первых изделий из хрусталя.
Сначала стиль хрустальных изделий копировал английские (ирландские) образцы, но
уже очень скоро ведущие архитекторы, такие как Воронихин, Бармин, Росси и другие, разработали совершенно новые, самобытные формы.
В огранке также появляются неизвестные ранее рисунки граней и способы росписи.
В отделке изделий начинают применять художественный металл для декора крупных изделий: люстр, интерьерных ваз, столов.

с декором позолоченной бронзы
1820 — год расцвета Императорского стеклянного завода. После Отечественной войны в распоряжении русских мастеров оказалось множество трофейных изделий, и по их декорам началось изготовление интерьерных предметов для дворца. Стеклянные основы для них изготавливались на ИСЗ.

Императорский стеклянный завод
Нельзя сказать, что судьба Императорского стеклянного завода была простой: время от времени его объединяли с Императорским фарфоровым заводом, и снова выделяли в отдельное производство.
К тому же для казны было очень накладно содержать ИСЗ: он практически не приносил прибыли. Очень многие работники завода были крепостными, и отмена крепостного права в 1861 году ещё больше пошатнула его положение.
Но в 1863 году директором завода стал В. Книпер, стеклянный завод был вновь объединен с фарфоровым, и финансовое положение предприятия значительно улучшилось. В таком статусе Императорский стеклянный завод просуществовал до 1917 года.

После революции и национализации завод около 10 раз менял своё наименование и вид деятельности: от аптекарских стеклянных изделий до производства художественных сувениров.
В 1967 г. статус завода был определён окончательно, его специализацией стало производство изделий и сувениров из хрусталя, и было утверждено название “Ленинградский завод художественного стекла”, сокращённо ЛЗХС.
В этом же году на заводе были произведены поистине шедевральные 5 метровые колонны для станции метро Автово.

В 1990 году завод стал арендным предприятием и получил название “Завод художественного стекла”
29 января 1997 года, после 220 лет непрерывной работы, завод был закрыт, а экспонаты из заводского музея были переданы в Музей стекла, расположившийся в Елагином дворце.
Как видите, дорогие читатели, история Императорского стеклянного завода полностью повторяла судьбу России и в годы расцвета и в трагические периоды.
И как знать, может быть в недалёком будущем какой-нибудь предприниматель откроет на берегу одной из российских рек небольшую стекольную мануфактуру…

А пока великолепными произведениями Императорского стеклянного завода можно полюбоваться в музеях Москвы на мастер-классах, которые проводит Школа Антикварного дела, в сопровождении наших преподавателей. На мастер-классах вы сможете не только посмотреть на уникальные произведения, но и узнать истории их, и их бывших владельцев. Следите за анонсами наших мероприятий!