fbpx
Back to all Post

Сквозь волшебное стекло: история Императорского стеклянного завода

Стеклоделие — чудесное, и в то же время хрупкое мастерство. Такое же хрупкое, как и материал, который оно использует. Взлёты и падения стеклоделия в нашей стране можно проследить на примере одного из самых известных стекольных производств России — Императорского стеклянного завода.

На Руси стекло было известно ещё в XI веке — яркие и чистые мозаики древних киевских храмов тому свидетельство. Но в XIII веке после татаро-монгольского нашествия стеклоделие, как и многие другие ремёсла, было забыто на века.

Только в XVII веке начинается робкое возрождение стекольных мастерских, на почти что ремесленном уровне, и только при великом реформаторе Петре I начинают возникать первые мануфактуры, основанные в основном иностранцами.

Начало своей истории Императорский стеклянный завод берёт в 1730-х гг., когда британский торговец Эльмзель основал на берегу реки Фонтанки стекольное производство. На нём изготавливались изделия для Императорского двора и на продажу. По указанию Сената в 1774 г. завод перевели в село Назьва (около Шлиссельбурга).

И вот настал 1777 год.  Высочайшим Указом Императрица Екатерина Великая отдает во владение Завод стеклянный в Назьве на озере Ладожском князю Потемкину. После его смерти Императорскому Стеклянному заводу был присвоен статус Казенной Художественной мануфактуры — то есть первого в стране государственного стекольного завода.

Все эскизы изделий завода утверждались высочайшей подписью.

Эскизы изделий, подававшиеся на высочайшую подпись

Для придания узоров на стекле применяли гравировку, за основу мастера брали приёмы камнерезного искусства.

Стопка с изображением Императрицы Елизаветы Петровны

В середине XVIII века один из величайших учёных России, Михаил Васильевич Ломоносов, внёс огромный вклад в становление Императорского стеклянного завода: он разработал специальные краски, которые позволили появиться на свет цветным стёклам и росписям на стекле.

Графин аметистового стекла с золотой росписью гранением и шлифовкой
Петербургский стеклянный завод конец 18 века.

В это же время начинается выпуск первых изделий из хрусталя.

Сначала стиль хрустальных изделий копировал английские (ирландские) образцы, но

уже очень скоро ведущие  архитекторы, такие как Воронихин, Бармин, Росси и другие, разработали совершенно новые, самобытные формы.

В огранке также появляются неизвестные ранее рисунки граней и способы росписи.

В отделке изделий начинают применять художественный металл для декора крупных изделий: люстр, интерьерных ваз, столов.

1810 год Императорский стеклянный завод Ваза интерьерная золотой рубин
с декором позолоченной бронзы

1820  —  год расцвета Императорского стеклянного завода. После Отечественной войны в распоряжении русских мастеров оказалось множество трофейных изделий, и по их декорам началось изготовление интерьерных предметов для дворца. Стеклянные основы для них изготавливались на ИСЗ.

Канделябр напольный из хрусталя и бронзы по проекту Стасова 1861 год
Императорский стеклянный завод

Нельзя сказать, что судьба Императорского стеклянного завода была простой: время от времени его объединяли с Императорским фарфоровым заводом, и снова выделяли в отдельное производство.

К тому же для казны было очень накладно содержать ИСЗ: он практически не приносил прибыли. Очень многие работники завода были крепостными, и отмена крепостного права в 1861 году ещё больше пошатнула его положение.

Но в 1863 году директором завода стал В. Книпер, стеклянный завод был вновь объединен с фарфоровым, и финансовое положение предприятия значительно улучшилось. В таком статусе Императорский стеклянный завод просуществовал до 1917 года.

Ваза дворцовая стекло молочный золотой рубин на малахитовом подиуме с бронзовым декором

После революции и национализации завод около 10 раз менял своё наименование и вид деятельности: от аптекарских стеклянных изделий до производства художественных сувениров.

В 1967 г. статус завода был определён окончательно, его специализацией стало производство изделий и сувениров из хрусталя, и было утверждено название “Ленинградский завод художественного стекла”, сокращённо ЛЗХС.

В этом же году на заводе были произведены поистине шедевральные 5 метровые колонны для станции метро Автово.

Стеклянные колонны на станции метро Автово

В 1990 году завод стал арендным предприятием и получил название “Завод художественного стекла”

29 января 1997 года, после 220 лет непрерывной работы, завод был закрыт, а экспонаты из заводского музея были переданы в Музей стекла, расположившийся в Елагином дворце.

Как видите, дорогие читатели, история Императорского стеклянного завода полностью повторяла судьбу России и в годы расцвета и в трагические периоды.

И как знать, может быть в недалёком будущем какой-нибудь предприниматель откроет на берегу одной из российских рек небольшую стекольную мануфактуру…

Бокал золотой рубин. Ампир. Рубиновое стекло, роспись золотом

А пока великолепными произведениями Императорского стеклянного завода можно полюбоваться в музеях Москвы на мастер-классах, которые проводит Школа Антикварного дела, в сопровождении наших преподавателей. На мастер-классах вы сможете не только посмотреть на уникальные произведения, но и узнать истории их, и их бывших владельцев. Следите за анонсами наших мероприятий!

Добавьте свой комментарий

ШКОЛА АНТИКВАРНОГО ДЕЛА © 2019. Все права защищены.

Политика конфиденциальности/ Terms of Use