fbpx
Back to all Post

Русский фарфор к Пасхе

В православной Пасхальной традиции важное место отводится крашеному яичку – символу воскресшего Иисуса Христа и праздника Пасхи. По церковному преданию первое пасхальное яичко чудесно окрасилось в красных цвет в руках Марии Магдалины, современнице Иисуса Христа, в память пролитой за людей крови Спасителя. Мария преподнесла это яйцо в дар римскому императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!». Эта история положила начало обычаю красить птичьи яйца и дарить их в День Христова Воскресения.

Испокон веков в России все слои населения дарили на Пасху друг другу крашенные в разные цвета и расписанные узорами натуральные яички. Со временем русские мастера стали изготавливать подарочные яйца из разных подручных материалов, используя разнообразную технику обработки: из шоколада, карамели и сахара, дерева, бисера, шёлка, бархата, папье-маше, драгоценных металлов, прозрачного стекла с росписью и гравировкой, майолики и фарфора с росписью. Так появилось целое направление в декоративно-прикладном искусстве – изготовление подарочных яиц из различных материалов.

Больше всего яиц изготавливалось из фарфора. Первое упоминание о фарфоровых яичках можно найти в записях изобретателя русского «белого золота» Дмитрия Виноградова в 1749 году. К середине 19 века при дворе прочно укрепилась традиция дарить подарки, в том числе и фарфоровые яички на Пасху: членам императорской семьи, придворным, духовенству, военным.

На Императорском фарфоровом заводе, сокращенно ИФЗ, изготавливалась большая часть яиц. Практически все подарочные фарфоровые яички были подвесными. У них было сквозное отверстие, в которое продевалась лента из шелка, бархата или других дорогих материалов, подходивших по цвету к основному тону декора изделия. Внизу лента заканчивалась бантом, а наверху – петлёй для крепления к киоту или иконе. На ИФЗ работали специальные женщины для изготовления бантов – бантовщицы. Интересно, что для этой работы нанимали только нуждающихся родственниц работников завода.

В отдельное направление можно выделить яички с изображением короны и вензеля царствующих монархов. Распространение такие яички получили в правление Александра III и Николая II. Для такого декора точно копировали металлические корону с вензелем с погон. Фон для этих яичек использовали красный, синий, иногда и белый в обрамлении цветов и орнамента. Такие яйца изготавливались в строго определённом количестве и использовались только для личного пасхального подарка императора или императрицы своим подчиненным. Больше всего пасхальных императорских яиц из фарфора было выпущено во время Первой Мировой войны к Пасхальным дням 1915-1916 годов. Император с семьёй лично выезжал в расположение частей и в лазареты для поздравления воинов.

Очень популярны в производстве ИФЗ были яички с цветочной и орнаментальной росписью. В музеях можно увидеть большие пасхальные яйца с цветным фоном, расписанные букетами и отдельными цветами. Подобные изделия изготавливались в большом количестве для Императрицы Марии Фёдоровны в конце 19 – начале 20 веков.

Для росписи пасхальных яиц часто использовали изображения Иисуса Христа, Божией Матери, различных святых. Сюжетами так же служили картины известных европейских художников, творения русских иконописцев, евангельские истории, росписи храмов. Так в 50-70-х годах 19 века ИФЗ выпустил серию пасхальных яиц с повторением живописных образов святых Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.

Кроме ИФЗ пасхальные яйца выпускали и другие фарфоровые предприятия России, многочисленные частные заводы, которые могли копировать продукцию Императорского завода. Часто бывает трудно определить какой фабрике принадлежит то или другое яичко, из-за частого отсутствия клейм и марок.

В настоящее время на аукционах возможно купить фарфоровые пасхальные, редко, но можно встретить и Рождественские подарочные яички. Стоимость подобных предметов, в зависимости от редкости, декора, производителя, и сохранности может достигать 50000-60000 условных единиц.

Если Вам в наследство досталось такое фарфоровое пасхальное или рождественское яичко, то имеет смысл сделать его атрибуцию: кто знает, возможно, в ваших руках – настоящее сокровище!

Чтобы не ошибиться с атрибуцией и оценкой, предоставьте их нашему опытному эксперту, жмите кнопку.

Add Your Comment

ШКОЛА АНТИКВАРНОГО ДЕЛА © 2019. Все права защищены.

Политика конфиденциальности/ Terms of Use