Кураторское занятие на выставке «Волокитинский фарфор. К 180-летию завода А.М. Миклашевского» в Музее-усадьбе «Кусково»
Что Вы увидите на занятии:
- Впервые полную коллекцию самобытного волокитинского фарфора с 1829 года и за всю 25-летнюю историю работы завода из фондов Музея керамики;
- Архивные фотографии, на которых запечатлены уникальные, не сохранившиеся произведения завода Миклашевского;
- Все виды оригинального декора с необычными решениями и экспериментами;
- Лучшие фарфоровые образцы завода во всем многообразии и великолепии историзма с разными стилевыми направлениями: с отголосками позднего ампира, элементами готики или «второго рококо» с самобытными чертами и национальным колоритом.
Наши занятия помогут Вам:
- ориентироваться в стилевых особенностях и клеймах фарфора Миклашевского
- узнавать волокитинский фарфор по манере исполнения
- разбираться в техниках и технологиях, используемых мастерами
- отличать подлинные изделия фарфора завода Миклашевского от подделок
История одного шедевра: фарфоровый иконостас волокитинской Покровской церкви
Настоящую славу заводу Миклашевского и его владельцу принёс иконостас волокитинской Покровской церкви. Именно эта дорогостоящая затея стала одной из важных ступеней развития фарфорового дела на территории Украины в середине XIX века. К величайшему сожалению, церковь и иконостас были варварски разрушены советской властью в 1950-х годах.
На сохранившихся фотографиях видно, что стилистика иконостаса и других элементов убранства церкви – псевдобарочная. Здесь и сложные криволинейные формы, и множество завитков, ажурное прорезное кружево центральных частей паникадил в соединении с рожками причудливой формы, витые колонны огромного размера, заканчивающиеся капителями коринфского ордера.
Если вспомнить, что в середине XIX века в архитектуре Российской империи доминирует эклектика, то не удивительно, что отдельные элементы иконостаса несут в себе черты псевдоготики, очень модной в Европе и России в 1830-х годах и мавританского стиля.
К сожалению, не существует никаких живописных зарисовок интерьера церкви, и только сохранившиеся части иконостаса позволяют судить о том, что его цветовое решение было построено на сочетаниях больших плоскостей снежно-белого фарфора и золотых отводок, золочения «в перо». Отдельные поверхности были покрыты жёлтым (цвет цыплёнка, как его называли на Севрской мануфактуре), глубоким синим и ярко-малиновым цветами. Всё это — в соединении с золотым кружевом узора вермикуле, цветочной росписью на картушах и специально пластически выделенных резервах должно было создавать у находящихся в храме исключительно праздничное, торжественное и благоговейное настроение.
Уцелевшие фрагменты иконостаса и других элементов убранства церкви хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, Национальном музее истории Украины, Сумском областном художественном музее, Харьковском художественном музее, Черниговском историческом музее, Глуховском краеведческом музее, Шосткинском краеведческом музее и Путивльском краеведческом музее-заповеднике.
Преподаватель
Светлана Александровна Юркова, куратор выставки «Волокитинский фарфор. К 180-летию завода А.М. Миклашевского» в Музее-усадьбе «Кусково», старший научный сотрудник отдела «Музей керамики» Усадьбы «Кусково», хранитель фонда русского фарфора.
Преподаватель
-
Светлана Александровна Юркова
Старший научный сотрудник отдела «Музей керамики» Усадьбы «Кусково», хранитель фонда русского фарфора.