Их Величество Фотограф

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

Осенью 1839 г. император Николай I получил возможность ознакомиться с тремя снимками, направленными ему лично Луи Дагером, и самой камерой Дагера, приобретённой Министерством Императорского двора. Два снимка с изображением мастерской художника и дагеротип с видом Парижа, как и сам аппарат, были, после осмотра царственной особой, переданы в Академию художеств. Подарок одного из создателей фотографии российскому императору не выставлялся для публичного обозрения более 170 лет и лишь в декабре 2011 г. эти работы Дагера смогли увидеть посетители выставки «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России», проходившей в Государственном Эрмитаже.Фотография, с которой представители царской семьи познакомились уже на заре её появления, прочно вошла в повседневную жизнь двора. Роскошно оформленные тематические альбомы, выполненные в мастерских известнейших фотографов своего времени, стали желанным подарком для императора и его приближённых.

Так в 1853 г. один из первых московских фотографов Фридрих Мебиус преподнёс Николаю I фотографический альбом с видами Москвы, за что, в свою очередь, император пожаловал Мебиусу драгоценный перстень.

В 1840-е гг. появляются первые фотографические изображения членов российского императорского дома. Как свидетельствуют каталоги, в коллекции Государственного Эрмитажа хранятся дагеротипы с портретами Николая I и его дочери великой княгини Марии Николаевны. В 1860-е гг. фотографы становятся неизменными участниками важнейших мероприятий, связанных с царской семьёй, фиксируя для истории церемонии коронации, создавая парадные фотографические портреты императора и его близких.

Постепенно формировался круг избранных фотохудожников, приближенных ко двору и получивших исключительное право на фотографирование высокопоставленных особ.В период царствования Александра II наиболее известными придворными фотографами были К.И. Бергамаско, ставший в 1865 г. официальным фотографом великого князя Николая Николаевича, А.И. Деньер, выпустивший в 1865 г. получившую широкую популярность серию «Альбом фотографических портретов известных лиц в России», и С.Л. Левицкий, пользовавшийся особым покровительством императрицы Марии Александровны и получивший в 1877 г. звание «Придворного фотографа Их Императорских Величеств».После воцарения Александра III в 1881 г. звание «Двора Его Императорского Величества фотограф» получает И.Г. Дьяговченко, бывший с 1872 г. официальным фотографом наследника престола и снискавший расположение нового российского императора

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

В период царствования Николая II восходит звезда фотографа К.А. Ягельского, одного из совладельцев фотоателье «К.Е. фон Ган и Ко», получившего в 1911 г. звание «фотограф Его Величества». Ягельский сопровождал императора не только во время официальных церемоний, но и во время отдыха в кругу семьи. В 1914 – 1915 гг. фотограф посещал вместе с Николаем II действующую армию и выпустил собранные во время поездки материалы в специальном тематическом альбоме. Последние снимки императорской семьи, выполненные К.А. Ягельским, датируются второй половиной 1917 г., когда отрёкшийся от престола Николай II прибывал в ссылке в Тобольске.

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

Кроме профессиональных фотографов в окружении российских императоров с 1860-х гг. находились и фотографы-любители, запечатлевшие на снимках повседневную жизнь царской семьи, которая, зачастую, была сокрыта от титулованных фотохудожников. Граф И.Г. Ностиц, не расстававшийся с громоздкой фотокамерой в период своей военной службы, выполнивший в 1850-е гг. целую серию снимков с видами Кавказа, в 1863 г. в чине генерал-майора был назначен в свиту Александра II, получив возможность снимать императора и его приближённых.После выхода в отставку в конце 1870-х гг. фотографией увлёкся генерал А.А. Несветевич, который, в частности, сопровождал императора во время Саровских торжеств 1903 г. и подготовил альбом, посвящённый этому событию.

Фотографом-любителем, оставившим многочисленные фотографии, в которых отразилась повседневная жизнь царской семьи, был учитель великих княжон и цесаревича Алексея Пьер Жильяр, которому принадлежат и последние снимки Николая II и его близких, сделанные в Тобольске в 1918 г. Более 300 снимков Жильяра было представлено на выставке «Последние дни Романовых. Фотографии Пьера Жильяра», экспонировавшейся в различных городах России в 2006 – 2009 гг.

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

Широкому развитию любительской фотографии способствовали разработки фирмы «Kodak», чья продукция в конце XIX – начале XX в. пользовалась заслуженной популярностью в России, в том числе и среди членов императорской семьи. Под руководством К.А. Ягельского азы фотографического искусства постигали императрица Мария Фёдоровна, императрица Александра Фёдоровна и её дети. Первые снимки, выполненные Александрой Фёдоровной, относятся к середине 1896 г. – времени пребывая на отдыхе в подмосковном Ильинском после церемонии коронации. Об увлечении фотографией Марии Фёдоровны свидетельствует записи в её дневнике. Известно также, что собственные фотографические камеры имели все дочери Николая II и цесаревич Алексей, неоднократно на собственные средства приобретавший фотопринадлежности фирмы «Kodak»

Для членов императорской семьи недалеко от Александровского дворца в Царском Селе был оборудован фотографический павильон и фотолаборатория, в которой проявлялось для печати до двух тысяч фотопластинок в год.

Более того, сами камеры «Kodak» неоднократно попадали в объектив высокородных фотолюбителей, запечатлевших моменты отдыха царской семьи и её окружения. Сохранились снимки с фотокамерами Марии Фёдоровны, Александры Фёдоровны, великих княжон, офицеров свиты и фрейлин императрицы, что является ещё одним ярким подтверждением распространения увлечения фотосъёмкой в кругу близких Николаю II людей. Но каким было личное отношение к искусству фотографии последнего российского самодержца?

Известно, что Николай II был почитателем творчества выдающего российского фотохудожника С.М. Прокудина-Горского. В 1909 г. работы Прокудина-Горского были впервые представлены императору в Царском Селе. Заинтересовавшись цветными слайдами, выполненными фотографом, Николай II всячески способствует подготовке экспедиций Прокудина-Горского для съёмок «достопримечательностей нашего обширного отечества в натуральных цветах». В дальнейшем талантливый фотограф и изобретатель неоднократно посещал императора в Царском Селе и Ливадии, демонстрируя ему и членам царской семьи свои работы. В дневнике Николая II, в частности, отмечено: «Вечером смотрели интересные диапозитивы цвет. фотографии видов Алтайского округа». На рабочем столе императора в Ливадийском дворце находились выполненные Прокудиным-Горским диапозитивы, на одном из которых были запечатлены император и императрица, на другом – вся семья Николая II.

Составление альбомов и просмотр фотографий были одним из излюбленных увлечений Николая II. В его дневнике неоднократно встречаются записи схожие по содержанию: «Рассматривали фотографич. альбомы в моем новом кабинете», «После завтрака клеили с офицерами фотографии в альбомы…», «Вечером с помощью Мари наклеивал фотографии последних поездок в альбом»… Уже после отречения, в канун Пасхи 1917 г., Николай II отмечает в дневнике: «Одарили друг друга яичками и фотографиями». В альбомы бывший император помещал и фотографии, сделанные уже в период нахождения под арестом в Царском Селе и во время ссылки в Тобольске. Ко времени пребывания царской семьи в Тобольске относится запись в дневнике Николая II: «Целый день разбирал фотографии из плавания 1890/1891 г.».

[siteorigin_widget class=”SiteOrigin_Widget_Image_Widget”][/siteorigin_widget]

Несмотря на отсутствие прямых свидетельств того, что автором какого-либо из дошедших до нас снимков является сам Николай II, можно с высокой долей вероятности утверждать – император принимал личное участие уже в первых фотографических опытах своей супруги в 1896 г. и в дальнейшем неоднократно использовал фотокамеру, запечатлевая жизнь своей семьи. Подтверждением этому может служить фотография, на которой на прогулке в сопровождении Александры Фёдоровны изображён император с камерой «Kodak» в руках.Значительная часть фотографического наследия последнего русского императора и его окружения сохранилась и до наших дней.Впервые находящийся в фондах Государственного архива Российской Федерации массив фотографий, авторами которых являлись члены царской семьи и их приближённые,  был продемонстрирован в 1998 г. в московском Манеже

на выставке «Николай II. Семейный альбом». В экспозиции было представлено около 300 снимков из 22 фотоальбомов Романовых. Большинство фотографий, собственноручно вклеенных их авторами и героями в эти увесистые альбомы, лишены какой-либо художественной ценности, но, безусловно, могут рассматриваться как интереснейший исторический источник, ещё только ждущий своего увлечённого исследователя.

 

Сергей Чистяков,

кандидат исторических наук, культуролог, эксперт и аналитик антикварного рынка, аукционист

Комментарии закрыты.