История русского искусства. ХVIII век

Головина Л.В.
Парсуна и ее влияние на развитие портретной живописи.
Парсуна (от слова «персона» – личность) – явление конца ХVII – начала XVIII в. Ее основные признаки и типологические разновидности. Акцент на социальную значимость изображенного, автономный характер образа, специфическое решение проблемы «индивидуальное – типическое», «духовное – декоративное».
Самые ранние парсуны ХVI-XVII веков писались не с натуры, а с умерших( по памяти), являя собой по сути «живописный памятник. Такова парсуна князя М.В. Скопина- Шуйского (около 1630), созданная царскими изографами для его надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля.
«Парсуна – это жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен, проповедь добродетели выражение могущества, оживление умерших, хвалы и славы бессмертие, возбуждение живых к подражанию, напоминание о прошедших подвигах», – писал Симон Ушаков.
Парсуны конца ХVII – начала XVIII века писались уже с натуры, как например «Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной». О знатном происхождении модели свидетельствует пышный наряд, торжественная поза, дидактическая интонация композиции. Сильна иконная традиция, выраженная в величавом спокойствии и торжественной неподвижности персонажей, тяготении к воплощению вечного, неизменного.
Особенности восприятия образа человека, заявленные парсуной перешли, в портрет, получивший распространение чуть позже.
И.Н. Никитин (около1680-1742) – сын священника, служившего в церкви села Измайлова. Один из «птенцов гнезда Петрова». В его творчестве, несмотря на отголоски парсунной традиции, очевидны новые технические и художественные приемы («Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1673-1716)). С 1716 по 1720-е Никитин учился в Италии. По возвращению из Европы, художник пишет портрет канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660-1734), демонстрируя уже более свободную манеру владения кистью. Лицо канцлера вылеплено при помощи светотени, колорит не пестрый локальный, как прежде, но тональный. При этом художник создал образ человека-гражданина, умного, инициативного, т. е. утвердил идеал личности полезной отечеству, востребованный эпохой. В изображение канцлера большое внимание уделено изображению регалий: Андреевской ленте, голубому банту ордена Белого Орла и пр. Все вещно-осязаемо, написано широко и уверенно. Главное внимание обращено к лицу. Внимательный взор, усталость немолодого человека, искушенного в дворцовых интригах, сочетаются с внутренним напряжением, душевной сосредоточенностью, почти меланхолией. Творчество художника – значимый этап в приобщении русского искусства к европейской традиции светской живописи.
Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1702-1739). Обучался в Голландии. Освоил мифологические сюжеты, один из первых русских художников начал осваивать изображение обнаженной натуры. Ввел впервые тип портрета-картины. В автопортрете с женой 1729 года отразил новую культуру взаимоотношений людей. Композиция портрета проста, но продумана. Фигуры расположены по центру холста. Художник словно выводит жену вперед и поворачивает ее к зрителю, сам, отступая на дальний план. Это круговое движение как бы прерывается, жестом правой руки женщины, поднятой к груди. Эта пауза заставляет сосредоточиться на лице Ирины Степановны. Это построение портрета демонстрирует новую систему взаимоотношений людей, близкую европейской. Так обмирщение, которого Петр I добивался во всех сферах жизни, произошло в русском искусстве благодаря усилиям Никитина и Матвеева.

Tags: No tags

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *