Санкт-Петербург ювелирный

Осенью 2013 года в С.-Петербурге в Шуваловском дворце на Мойке открылся Музей К.Фаберже, в котором разместилась уникальная коллекция Культурно-исторического фонда «Связь времен», созданного Виктором Вексельбергом. Так как часть слушателей нашей Школы уже прослушала курс лекций по геммологии, ювелирному искусству и художественному металлу, мы решили организовать выездной семинар в этот замечательный музей весной 2014 года
Кроме Музея К. Фаберже  в программе было запланировано посещение Сереб-ряной кладовой Музея истории религий, Государственного Эрмитажа  (в одном из залов которого в это время проходила выставка серебра времен королевы Виктории). Факультативно на 3-й день нашего пребывания в городе .
Петра, решено было посетить Мраморный дворец и Корпус Бенуа с прекрасным специалистом Государственного Русского музея по новейшим течениям — Олесей Туркиной.
Договорившись заранее с руководством музея К. Фаберже (который работает еще в закрытом режиме) о посещении экспозиции, мы определили даты поездки. К сожалению, мы не смогли взять всех желающих, так как музей не мог принять группу более 20-ти человек.
1-й день
Прибыв утренним Сапсаном и разместившись в недавно обновленной гостинице «Октябрьская. Лиговский корпус», мы отправились в Шуваловский дворец в музей К. Фаберже
Из истории дворц
Построенный, предположительно, знаменитым архитектором Джакомо Кваренги в конце XVIII века для семьи Воронцовых на набережной реки Фонтанки в самом центре Санкт-Петербурга, дворец, за время своего существования, сменил несколько именитых владельцев.
В XIX веке он перешел во владение семейства Нарышкиных, после чего несколько раз подвергался внутренним перепланировкам. После бракосочетания Софьи Львовны Нарышкиной с графом Петром Павловичем Шувалововым, особняк стал именоваться Шуваловским.  Примерно в это же время были объединены отдельные корпуса здания, фасады украшены в стиле итальянского ренессанса, были созданы Парадный вестибюль с мраморной лестницей, а также Голубая, Белая, Красная, Золотая и Синяя гостиные, Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты. Бальный (Белоколонный) зал был одним из самых популярных мест в Петербурге. Во дворце устраивались пышные балы, концерты, светские вечера, которые посещали Державин, Крылов, Вяземский, Пушкин и представители императорской фамилии, включая Александра I, личного гостя хозяев.
У парадной лестницы Шуваловского дворца
После революции дворец перешел в ведение государства и в его помещениях разместили Музей быта, где экспонировали западноевропейскую живопись, коллекции фарфора, стекла, ювелирных украшений и др. Позднее все предметы были переданы на хранение Эрмитажу и Русскому музею, а здание перешло Дому печати.
Фонд «Связь времен» приобрел Шуваловский дворец в начале 2000-х годов и полностью восстановил интерьеры в их первоначальном виде. Для того чтобы открылся этот музей, фонду потребовалось 7 лет на реставрацию. В залах дворца разместили уникальную коллекцию Форбса, приобретенную в 2004 году Вексельбергом. Коллекция уникальных произведений мастеров фирмы К. Фаберже, составила основу экспозиции музея. Музей поразил нас своей роскошью.
Синяя гостиная
В каждом зале музея представили определенную тематическую экспозицию. В Синей гостиной выставлены Пасхальные шедевры Фаберже — ювелирные пасхальные яйца, созданные в период с 1885 по 1916 годы для императорской семьи и узкого круга титулованной и промышленной элиты.  Бесспорными жемчужинами коллекции являются яйцо «Ландыши» (подаренное императором Николаем II своей супруге на Пасху 1898 года) с «сюрпризом» внутри в виде трилистника с миниатюрными портретами супруга и двух дочек, и «Лавровое дерево» (которое иногда называют апельсиновым) с маленькой заводной птичкой внутри.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево
В Золотой гостиной находятся так называемые objets de fantaisiе или objets d’art — императорские подарки, дарованные в память государственных
празднований, дипломатических и прочих визитов, а также просто по личному желанию высочайших особ. Среди них потрясающей работы цветы и фигурки животных из драгоценных камней, крошечные лейки, миниатюрная мебель и средневековые реликварии. Особого внимания заслуживают драгоценные табакерки, украшенные государственной символикой, вензелями августейших особ и портретами императоров; а также не имеющая себе равных по размерам и великолепию отделки репрезентативная рама с фотопортретом Николая  II, выполненная из резного горного хрусталя и декорированная вензелями императрицы Марии Федоровны. В остальных залах Музея Фаберже мы увидели произведения русских мастеров эмали: фирм П. Овчинникова, И. Хлебникова, Г. Грачева и других эмальеров, — изделия из золота и серебра московской фабрики А. Кузмичева, редчайшую коллекцию эмалей и эмалевых миниатюр Федора Рюккерта, сотрудничавшего с Карлом Фаберже. Среди изделий этого мастера — эмалевые миниатюры-копии картин Маковского, Васнецова, Лебедева, Соломко, Сычкова.
В Золотой гостиной.
Экспонаты в залах музея Фаберже
В Готическом зале мы восхищались коллекцией церковной утвари и предметов “личного благочестия”.
В музее, кроме ювелирных изделий и художественного металла, представлен фарфор, в частности, Юсуповский сервиз роз Жозефины Богарне, а также произведения русских и европейских живописцев — от Маковского до Ренуара.
Отобедав в уютном грузинском ресторанчике «Кавказ-бар», белёные стены которого украшены копиями картин Пиросмани, мы вновь вернулись к осмотру экспозиции музея.
Вечером мы  посетили один из первых частных антикварных салонов  города, носящего название «Петербург» на Невском проспекте. Игорь Полторак, владелец салона, показал нам великолепное собрание русской живописи с уникальной подсветкой, подчеркивающей достоинства полотен, старинного европейского, Императорского и агитационного фарфора, изделий фирм К. Фаберже, братьев Грачевых, братьев Овчинниковых, фирмы Сазикова, И.Е. Морозова и других, представленных в его салоне.
После прогулки по Невскому проспекту мы решили поужинать в Венской кофейне, а поздним вечером наши неутомимые слушатели отправились в караоке-бар.
2-й день
На следующее утро, отдохнувшие после насыщенного впечатле-ниями первого дня нашей поездки,  в Музее истории религии мы ознакомились с сокровищами Серебряной кладовой. Екатерина, научный сотрудник музея, рассказала нам о собрании серебряных предметов, выполненных в православных традициях во второй половине XIX — начале XX веков петербургскими и московскими мастерами, среди которых литургические сосуды, кресты, лампады, брачные венцы, иконы и Евангелия в серебряных окладах. Многие из экспонатов связаны с определенными событиями или лицами российской истории, среди них                                                                                            В музее истории религии
иконы и культовые предметы, принадлежавшие царской семье. Отдельный раздел выставки — самый многочисленный — связан с празднованием 300-летия Дома Романовых. Затем наш преподаватель рассказала нам о художественной ценности этой уникальной коллекции.
После обеда в ресторане «Мансарда» с прекрасным видом на Исаакиевсий собор, мы отправились дальше по нашей программ.
Часть нашей группы в ресторане  «Мансарда»
В продолжение темы Фаберже мы зашли в знаменитый «Дом Фаберже» на улице Большой Морской, 24.  В 1898 году петербургский потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии Карл Фаберже купил этот дом у генерал-майора Золотова. Вскоре была произведена перестройка дома по проекту  архитектора  К. Шмидта. Фасад дома выполнен в стиле модерн. Дом принадлежал фирме вплоть до революции 1917 года.
На первом этаже дома размещался магазин золотых и бриллиантовых вещей, на остальных этажах и в дворовых корпусах устроили мастерские виднейших ювелиров, работавших на Фаберже  — Михаила  Перхина, Августа Хольмстрема,  Августа Хольминга и Альфреда Тилемана — оборудованные по последнему слову техники.
На самом верхнем этаже  находилась художественная студия, где трудились выпускники Училища  технического рисования барона Штиглица во главе с  ювелиром  Францем Бирбаумом.
В настоящее время в доме располагается фирменный ювелирный магазин «Яхонт», но интересовал нас на самом деле не он (хотя некоторые дамы приобрели себе украшения), а уникальный лифт-сейф, который до сих пор находится в рабочем состоянии. Карл Фаберже приобрел этот огромный блиндированный сейф-лифт берлинской фирмы «Арнхайм» для хранения ценностей. На ночь его поднимали до уровня второго этажа  и держали под током. Именно сюда постоянные клиенты Фаберже  во время революции приносили свои драгоценности на хранение.
Дом Фаберже                                                                                                               Знаменитый лифт-хранилище Эрмитаж
Мы не могли не включить в наш арт-семинар посещение самого известного русского музея «Эрмитаж» и в рамках нашей «ювелирной» программы посетили проходящую там выставку «Британское серебро времен королевы Виктории».
В Зимнем дворце представили превосходную коллекцию изделий из серебра  викторианской эпохи. Великолепные работы Пола Сторра, среди которых заметно выделялся Кубок с композицией из трех лошадиных голов, привлекли наше внимание своими необычными формами и мастерством исполнения.
Многие из представленных вещей были выполнены непосредственно для русского императорского двора, как например, большой «Лондонский сервиз», заказанный в 1844 году Николаем I, во время его официального визита в британскую столицу или скульптурные группы «Королевский охотник» и «Лорд  Мармион» по сюжетам поэмы Вальтера Скотта «Мармион. Повесть о битве при Флоддене». Одним из исторических памятников является золотой ларец, украшенный эмалевыми композициями, выполненный фирмой Джеймса Уильяма Бенсона в 1874 году по случаю визита Александра II в Лондон.
Русский двор и аристократия заказывали серебряные изделия у лучших мастеров. И видимо, благодаря этому Эрмитаж стал обладателем одной из значимых коллекций английского серебра.
После посещения Эрмитажа, мы поужинали в Литературном кафе на Невском проспекте, где прослушали историю этого заведения и литературно-музыкальную композицию, исполненную профессиональными актерами.
Вечер мы провели в одном из самых знаменитых театрах мира —  в Мариинке на новой сцене, где наслаждались Знаменитыми хорами и сценами из опер Мусоргского, а в перерыве любовались прекрасным интерьером, выполненным в современном стиле с использованием отделки из натуральной яшмы. Те члены нашей группы, которые ещё хотели продолжить замечательный вечер, поехали в один из известных в Питере Джаз-клубов
3-й день .
Последний день нашей поездки был факультативным, и мы решили посвятить его современному искус-ству. Наш замеча-тельный лектор Олеся Туркина (ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея), которая сопро вождала нас в поездке по Венеции, провела экскурсию по экспозиции «Актуальный рисунок» в Мраморном дворце Русского музея. Эта выставка – размышление о том, что такое рисунок в современном мире, каково его значение, в чем его отличия от академического рисунка. В настоящее время рисунок претерпевает изменения,                                                                                    С Олесей Туркиной в Мраморном дворце
он все более отклоняется от нормы, завоевывая все новые  пространства и используя разнообразные материалы.                   В экспозиции представили различные варианты актуального рисунка, формы взаимодействия рисунка, видео — и компьютерных технологий, рисунок на «чужих» поверхностях, таких как человеческое тело, комиксы, концептуальный рисунок, его экспансия на территорию фотографии и многое другое.
Наша группа с Олесей Туркиной в залах Мраморного дворца
И закончилось наше путешествие в залах Корпуса Бенуа Русского Музея, где расположили постоянную экспозицию «современного» русского искусства. Изначально павильон рассчитывали отдать для специальной экспозиции Академии художеств, но в настоящее время здесь выставляется главным образом неакадемическое искусство начала XX века: русский авангард, а
также предшественники, символисты и примитивисты. Русский музей гордится своим собранием русского авангарда, на демонстрацию которого недостает, увы, места. По этой же причине постоянная экспозиция русского искусства пока авангардом, к сожалению, и заканчивается. Но, несмотря на это, Олеся провела для нас замечательную обзорную экскурсию по залам, рассказав об эволюции русского искусства от душевных портретов Серова, лирических пейзажей Левитана и таинственной мистичности работ Врубеля до аналитического искусства
Филонова,  супрематического доминирования цвета Малевича и абстрактных экспериментов Кандинского и растопив лед в сердцах наших слушателей по отношению к искусству русского авангарда.
НОЧУ ДО «Школа антикварного дела» выражает признательность и благодарит фонд «Связь времен» за возможность созерцания прекрасных шедевров Фаберже; Игорю Полтароку, владельцу галереи «Петербург»; Музею истории религии и нашему экскурсоводу Екатерине за рассказ о коллекции Серебряной кладовой; ювелирному магазину «Яхонт» на Большой Морской; Государственному Эрмитажу за замечательную выставку «Британское серебро времен королевы Виктории», Олесе Туркиной за познавательные прогулки по корпусам Русского музея и, конечно же,  нашему преподавателю,  научному сотруднику и хранителю коллекции Фаберже Музеев Кремля — Татьяне Николаевне Мунтян, без участия которой эта поездка не состоялась бы.

Tags: No tags

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *